Елена Мездрина пришла на разговор с корреспондентом «АиФ в Удмуртии» с шитьём в руках — 3 марта была премьера спектакля «Девичник над вечным покоем». Всё готово, но лишь одно платье не устраивает — на сцене оно не смотрится: не та ткань, не тот оттенок. Подобрали третий вариант, и, кажется, на этот раз угадали, спешно шьют. Случай, конечно, исключительный.
Работа швейки
Юлия Ардашева, «АиФ в Удмуртии»: Елена Вячеславовна, говорят, вы работаете в театре 32 года?
Елена Мездрина: Да. Сразу после школы пришла в ателье и постигала азы швейного мастерства самоучкой, наблюдая за каждой операцией опытных коллег. А потом из ателье уволилась, решив вслед за подругой уехать в закрытый тогда город Севастополь. Но этого не случилось, и в 1985 году я пришла в Русский драмтеатр им. Короленко. Правда, тогда его здание было на капитальном ремонте (с 1983 по1987 гг.), и коллектив переехал на ул. Горького: пошивочный цех располагался рядом с рестораном «Кама», над библиотекой СТД, другие службы располагались в музыкальной школе и в Национальном театре.
— Сколько можно сшить костюмов за это время при нескольких премьерах в год?
— Мы подсчитали, что более 1000 костюмов.
— Как в театре называют своих портных?
— Официально мы художники-модельеры, а между собой нас называют по-разному: пошивка, швейки…
— Вы работали и в годы повального дефицита, это чувствовалось в театре?
— Конечно, тогда не было, не говоря о тканях, и выбора ниток: чёрные, белые, серые — вот и все цвета. Такие хлопчатобумажные нитки сейчас и не выпускают. И машинами в цехе пользовались удивительными: они были не электрическими, а ножными — как швейные, так и оверлок. Но каковы бы ни были условия работы, мы всегда старались, чтобы «костюмчик сидел».
«Вторая кожа» для актёра
— Костюмы «украшают» роль?
— Они помогают войти в роль, это серьёзный штрих в образе каждого персонажа. Для актёра костюм — вторая кожа, и нужно сшить его так, чтобы он не только не мешал, но в нём хотелось играть. Конечно, многое зависит от закройщика: чем точнее его выкройка, тем лучше сидят вещи. Мы, работники цехов, смотрим все прогоны спектаклей, и приятно видеть, когда костюм на сцене «работает» на персонажа.
— Случаются неудобные для швей наряды?
— Мы делаем их по эскизам художников, и важно, чтобы костюм совпал с видением художника и с задачами режиссёра. Мы активные участники этого процесса: ищем новые обработки ткани, думаем над «технологическим» удобством костюма: как его быстро одеть, быстро снять. А насколько сложны исторические костюмы — с кринолинами, фижмами! Вспомнить только спектакли «Мария Стюарт», «Коварство и любовь». В последнем спектакле, кстати, мы шили костюмы для народного артиста России Георгия Тараторкина.
Испытанием для пошивочного цеха стал спектакль «Обыкновенное чудо» — мы в первый раз работали с изолоном. Вместе с бутафорами практически на ходу придумывали новые технологии для того, чтобы придать нужную форму этому материалу. В жизни его не носят, а актёры не просто носят, но и активно двигаются. Это всё надо учитывать. Когда мы увидели эскизы костюмов художника Виктора Герасименко, то не сразу поняли, как всё это можно воплотить. Но… глаза боятся, а руки делают — совместными усилиями справились. С нами работала ассистент художника Настя Подпорина, студентка сценографического факультета ГИТИСа. В чём-то она нам помогала, чему-то мы её учили — так и шёл процесс.
— Но в репертуаре есть спектакли, где собирают готовые вещи. Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»…
— … и в «Томе Сойере» мы искали одежду по сэконд-хэндам. Мы подвластны художнику и режиссёру, и если им нужны настоящие вещи конкретной эпохи, мы им помогаем. И никогда не оказываемся в стороне: что-то подсказываем, додумываем, дорабатываем в этих находках. Сейчас режиссёр Дмитрий Удовиченко готовит премьеру спектакля «Калека с острова Инишмаан» МакДонаха, и ему потребовались натуральные ткани мятой структуры, вязаные вещи — мы снова в поиске, кто-то что-то приносит из дома.
Две подряд премьеры этого сезона ставят сокурсники по СПбГАТИ Олег Молитвин и Дмитрий Удовиченко. В Ижевск их привела театральная лаборатория, и у обоих случилась с нашим театром взаимная любовь. Теперь Олег делает второй спектакль (первый «Боинг-Боинг»), Дмитрий — третий после «Человека-подушки» и «Игр в жизнь»).
Вкусы зрителя и мастера
— У вас есть любимые спектакли в своём театре?
— Конечно, например, «Слуга двух господ», «Между небом и землёй», «Тёмная история» — на этих спектаклях отдыхаешь, ничем не загружаешься. Хотя я с удовольствием посмотрела «Чайку» и думаю, что иногда надо ходить на такие глубокие, философские спектакли как «Человек-подушка».
— А любимые актёры, которых обшивать одно удовольствие, есть?
— Мне нравятся Ирина Дементова, Галина Аносова, Андрей Дёмышев и всеобщий любимец Николай Николаевич Ротов. Но для них как раз костюм вторичен — они способны играть своего героя в чём угодно. Их личности «перекрывают» наряд. Хотя Галина Аносова у нас, конечно, аристократка и модель — ей важно предстать безупречной.
— Мастерство театральной швеи особое?
— Бесспорно, и очень жаль, что таких специалистов нигде не учат. Можно научиться шить хорошо, но в театре нужно ещё и внутреннее портновское чутьё — одежда для жизни иная, нежели для сцены. Наряд вблизи может быть хорош, а на сцене теряется.
Особые заказы
— Говорят, вы шили не только платья, но и исторические вещи.
— Да, для одного из юбилеев знаменитой лыжницы Галины Кулаковой мы сшили по эскизу Владислава Анисенкова королевскую мантию — белую, из очень красивого искусственного меха, с горностаевыми «лапками», с отворотами. Теперь эта шуба — музейный экспонат, а у нас остались фотографии.
А ещё я шила с командой занавесы для двух театров: оперы и балета и нашего, драматического. Оба были огромны: примерно 20 на 9 метров, мы соединяли лицевую (бархатную) сторону и подклад вручную, расстелив ткани в зале бывшего драмтеатра. Бутафоры клеили на них вензеля из шнура и тесьмы. Для нашего театра занавес шили около двух месяцев, а для оперного пришлось уложиться в месяц — после капитального ремонта его спешно открывали 30 декабря 2015 года. И мы шили после работы вечерами и по выходным. Тогда эти заказы не казались нам чем-то знаменательным — работаешь и работаешь. Оцениваешь это по-настоящему лишь спустя время.
— Вы, Елена, больше любите шить мужские или женские наряды?
— Я мастер легкого женского платья, хотя приходится шить и мужские рубашки, пиджаки, жилеты, брюки. Женские исторические наряды мне кажутся сложнее: там кринолины, тесьма, вышивка, детали — очень много примерок. Впрочем, мастера мужского костюма говорят о своих сложностях. Но всем нам, семерым коллегам в пошивочном цехе, работать интересно.
— В чём же счастье вашей работы?
— Никогда об этом не задумывалась — любимая работа, и всё. Но помню ощущение (ещё в старом здании), что в театр летишь как на крыльях. Может быть, полоса для всех была счастливая: тогда было театральное агентство «КАПИК» Александра Кулябина, ставил свои звёздные спектакли Юрий Фараджулаев. Хотелось быть в теме, творить. Хотя без творческого энтузиазма работать в театре — хоть артистом, хоть портнихой — невозможно.
Сегодня мы осваиваем новые технологии, работая с современными художниками и режиссёрами, которые по-своему видят классику. Счастье в том, что каждый день приносит что-то новое!