На прошлой неделе актёры Русского драматического театра начали общественную кампанию за сохранение спектакля, который они считают своей творческой победой, но рискуют лишиться его, поскольку из-за полупустых залов постановка может исчезнуть из афиши театра.
Живая классика
«Маленькие трагедии» по пьесам Пушкина в конце 2014 года поставил режиссер Пётр Шерешевский, известный смелыми и, как правило, удачными опытами по переносу классических сюжетов в современную действительность. В ижевском спектакле он добился нарастающего ощущения пира во время чумы, когда люди всё глубже погружаются в вакханалию удовольствий, перестают ощущать порок как нечто непозволительное, тратят свои жизни на бессмысленные развлечения. Действие пушкинских пьес Шерешевский перенёс в наши дни — время телевизионных ток-шоу, онлайн-трансляций, вечеринок с рок-музыкой и байкеров.
Для актёров театра эта работа оказалась глотком свежего воздуха: они смогли говорить со сцены с естественной живой интонацией, отбросив театральные котурны и необходимость «развлекать» публику. Для многих из них роли в «Маленьких трагедиях» стали профессиональной исповедью.
«Всё без исключения, о чём мы говорим в спектакле — про нашу сегодняшнюю жизнь, — говорит Екатерина Логинова, актриса, играющая Донну Анну. — Этим спектаклем я хочу говорить с живыми людьми. И играть снова, и снова…»
Снять камзол, надеть джинсы
Однако, несмотря на то, что внутри театра «Маленькие трагедии» считают важнейшим событием для развития труппы, новой высокой планкой честного и бескомпромиссного диалога театра со зрителем, часть публики принимает спектакль настороженно, если не сказать — в штыки. Больше всего консервативно настроенных театралов возмущает, что режиссёр и актёры «опошлили классику». Одна из зрительниц, Е. Константинова, даже отправила на имя главы республики требование закрыть спектакль, назвав его «низким и порочным». По её словам, подобным постановкам вообще не место «в глубинке, где ещё сохранились представления о нравственности, стыде и семейном укладе». Своё решение бороться со спектаклем она объяснила так: «Придя в театр насладиться великой классикой, мы увидели на сцене катание эмалированных ванн, помещение вокзала, где пьют из горла водку и пиво, а сотрудники современной полиции одеты в служебную форму, но с прическами в виду хвостиков. Опошлено всё. Что увидят зрители — пьянку, растление и разврат? А молодёжь? Что греха таить, многие молодые люди даже не читали «Маленьких трагедий» Пушкина, и что же они почерпнут из спектакля — что Пушкин писал о пьянках и сексуальных оргиях?» (орфография авт. сохр.).
Пиетет зрителей перед классиками так велик, что их назначают блюстителями морали, часто упуская из виду, что писали те как раз о пороках. Зрители ставят театру в вину эротические сцены (решенные, кстати, весьма целомудренно). Но вряд ли известный распутник Дон Гуан из «Маленьких трагедий» приходит на ночное свидание к Доне Анне, чтобы просто выпить чашку чая. «Ветреным любовником», «безбожником и мерзавцем» называют Дон Гуана другие пушкинские герои. Видимо, было необходимо избавить его от романтического средневекового камзола и бархатного плаща и переодеть в джинсы, чтобы яснее стали слышны интонации обаятельного подонка и циника.
Общее дыхание
Прошлой весной «Маленькие трагедии» были номинированы на главную театральную премию страны «Золотая маска» трижды — за лучший спектакль, лучшую работу режиссера и лучшую мужскую роль. Показ спектакля в Москве прошел триумфально, и хотя награды «Маленькие трагедии» не получили, театральное сообщество взяло себе на заметку, что в Ижевске работают первоклассные артисты, чуткие к современному театральному языку, искренние, вдохновенные, не фальшивящие. Но участие спектакля в национальной премии не переубедило ижевских зрителей «старой закалки» в том, что авторами спектакля двигало не стремление к эпатажу, а умение обнаружить Дон Гуанов, Моцартов, Сальери и Скупых рыцарей среди наших современников. В конце концов актёры театра обратились к популярным блогерам и журналистам, чтобы они помогли рассказать о спектакле тем потенциальным зрителям, которые заинтересованы именно в смелом, непричесанном, бунтующем, говорящем о самых неудобных проблемах, не стыдящимся никаких тем и предельно искреннем театре. В итоге на показе 26 февраля зрителей было много, как никогда.
«И это была по-настоящему наша публика. Зал дышал с нами, актерами, в унисон. Мы каждую минуту чувствовали, что нас понимают. А в финале зрители встали дружно, как один, и аплодировали стоя», — с восторгом говорит Михаил Солодянкин, заслуженный артист Удмуртии.
Остаётся надеяться, что спектакль найдет своего постоянного зрителя и останется в репертуаре театра как можно дольше.