Примерное время чтения: 7 минут
456

Хрустальный голос

Она поет перед женевскими дворниками под африканские барабаны, ее «Колыбельная» на удмуртском языке стала саундтреком к фильму немецкого кинорежиссера, в Америке ее считают восточно-европейской знаменитостью, в Эстонии и Финляндии окрестили «удмуртским соловьем».

Надежда Уткина, народная артистка Удмуртии, побывала в разных странах мира. Сейчас она утверждает, что тесновато стало в родном Отечестве, пора прорубать окно в Европу. А, может, ей просто не дает покоя слава «Бурановских бабушек»?

Земля поет

Н.У.: - Ведь бабушек «Бурановскими» впервые назвала я. А сейчас уже никто и не вспомнит, как они до этого назывались, - говорит Надежда Эдуардовна. - И это абсолютно фантастический коллектив. Стоит один раз услышать - и влюбляешься в них навсегда.

АиФ: - Существует мнение, что женщины-удмуртки способны сохранять чистоту голоса до преклонных лет. Возможно, этим объясняется феномен «Бурановских бабушек». Но каким образом достигается такая чистота голоса?

Н.У.: - И эта гипотеза идет в разрез с утверждением Елены Образцовой, народной артистки СССР, что оперные певицы могут выступать на сцене до 50 лет, либо им в этом возрасте приходится переучиваться петь заново. Но вот я смотрю на свою маму, ей 83 года, у нее высокий, красивый, чистый голос. Патрик Хейзел, музыкант, блюз-джазмен из Айовы, приезжавший с концертами в Удмуртию, мне как-то сказал по этому поводу: «Это земля поёт». Видимо, таким образом удмуртки восстанавливают связь между землёй и небом. Просто надо попасть в этот унисон, почувствовать энергетику земного и небесного… Кроме того, у удмуртов есть поверье: хрустальный голос дается тем, кто ищет мелодию небесной росы. И, судя по легенде, когда такую мелодию играли на крезе, люди плакали, и небо плакало. Мне очень хочется в своей жизни найти такую мелодию. Ведь она существовала раньше. Это мелодия нужна людям. Они хотят плакать.

Утренний концерт

АиФ: - А как открывается окно в Европу? Что для этого нужно сделать? Попасть на какой-нибудь престижный фестиваль?

Н.У.: - Да не обязательно попадать на сам престижный фестиваль! Достаточно попасть на его задворки. Например, в гости к дворникам. Вот я например, в последний свой приезд в Женеву познакомилась с командой уборщиков ежегодного  Женевского фестиваля. И  выступила  перед ними ранним утром,  да не одна, а с друзьями из русского хора «Споем вместе» из Жененвы.. Организатор этого утреннего концерта - Елизавета Голованова, француженка русских кровей, руководитель хора и по совместительству замдиректора частной компании службы благоустройства. Елизавета Дмитриевна вместе хором дважды была на фестивале «ПарИжевск» у нас в Удмуртии. Влюбилась в нашу культуру и включила в репертуар хора 2 удмуртские песни, которые я помогала хору разучить и освоить. И вот представьте: раннее утро, парк в центре Женевы, на берегу озера Леман, хор в рубашках и сарафанах а ля рюс и девушка в удмуртском платье поют песни на удмуртском языке в сопровождении африканских барабанов. Почему африканских? Да потому, что уборщики - в основном, чернокожие. Вот сидят эти дворники, слушают песни, а потом не выдерживают и в пляс бросаются! Кстати, эта компания уборщиков пообещала на будущий год предоставить мне и хору настоящую фестивальную сцену - ту, которую они  убирают…

АиФ: - Снова будете петь по утрам?

Н.У.: - Обязательно! Вообще в Женеве и в Европе сейчас очень популярны утренние концерты. В 6, 7 и 8 утра, для тех, кто не спит, кто любит встречать рассвет, звучат скрипка, аккордеон или гитара. 

АиФ: - Не хочется однажды выступить на большой сцене, где вокруг - огромное количество зрителей? Вероятно, в Европе это тоже престижно?

Н.У.: - Я давно успокоилась по поводу того, что я не поп-звезда и не собираю стадионы. Мой путь - камерные залы. У удмуртов и песни тихие. У нас же экологическое сознание. По утверждению Владимира Емельяновича Владыкина, доктора исторических наук, ведущего историка-этнографа Удмуртии, мы должны оставить на земле все, как было, ничего не помять и не поменять. Поэтому и живем, и радуемся мы тихо.

АиФ: - Но современные ансамбли давно уже привнесли другие ритмы в аутентичную удмуртскую песню. Как вы думаете, выиграла ли от таких экспериментов сама песня?

Н.У.: - Ритм существовал всегда, просто раньше он был переменным, как и все в природе. Ритм задавал дымбыр - удмуртский барабан или тангыра - сигнальный инструмент. Но так случилось, что в середине веков мы потеряли этот ритм, как и свою священную книгу. А сейчас молодые музыканты в поисках утерянных тайн, намеренно пытаются привить современные ритмы удмуртской песне. И я рада таким экспериментам.

Агенты любви

АиФ: - Не кажется ли вам, что зачастую удмуртские ансамбли и исполнители больше популярны за рубежом? И любят их там больше, чем в родной республике?

Н.У.: - Любовь публики - это очень мощная энергетика. И не важно, где это происходит - в Удмуртии или Европе. Вообще, я считаю, что быть носителем удмуртской культуры - это большая ответственность. И во всех своих поездках за границу в любом случае я представляю нашу республику и удмуртскую культуру, а зачастую и всю Россию. Понимаете, все современные культуртрегеры - расшифровщики тайнописи древней культуры наших предков. А знание английского языка мне, например, позволяет продвигать эту культуру, делать ее достоянием человечества. Нас много, таких агентов, которые работают на Россию, на Европу. И привозят обратно дополнительную энергию и любовь.

АиФ: - А много - это сколько?

- Сейчас в республике живут и работают несколько сотен народных коллективов. Почти в каждой деревне есть по 2 коллектива местных «Бурановских бабушек». Например, в д. Быги Шарканского района -  живёт 630 жителей, и там 90% школьников занимаются искусством, в местном клубе создано около 20 самодеятельных коллективов. Безумная концентрация творческой энергии! 

АиФ: - Все эти творческие коллективы живут в глубинке, у них разные условия для самореализации: кто-то репетирует в сельском клубе, кто-то на школьной сцене. А случается, что в деревнях и клубов нет, тогда они собираются у кого-нибудь дома и поют. Почему так происходит? Просто потому, что в деревне больше нечем заняться?

Н.У.: - Просто потому, что не петь не могут. Для них это так же естественно, как говорить, как дышать… Так поступали их предки, так они живут и сейчас.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах