Разместились с трудом
Первый день весны в Ижевске ознаменовался приездом известного современного писателя Алексея Иванова. Его пригласили на спектакль ижевского театра «Птица». Если точнее - на первый показ постановки «Общага-на-Крови», созданной по одноимённому роману писателя. На следующий день после спектакля, накануне Всемирного дня писателя, в Центральной муниципальной библиотеке имени Н.А. Некрасова состоялась встреча с популярным прозаиком. На эту встречу приглашали всех желающих.
За несколько минут до начала в зале, где ожидали Алексея Иванова, не то чтобы не было свободных сидячих мест, там даже с трудом можно было найти, куда встать. Люди при этом продолжали приходить. «Не знаем, как же всех желающих разместить, не думали, что столько вас придёт,» - переживали работники библиотеки. В итоге все устроились в конференц-зале: в тесноте, да не в обиде. Среди пришедших были совершенно разные люди: и школьники, и молодежь, и даже пенсионеры. Всего насчитывалось около 200 человек.
Рецензия на ижевскую «Общагу на крови»
Один из первых вопросов, конечно, коснулся премьеры спектакля и игры ижевских актёров.
«Мне спектакль понравился. Самое для меня удивительное было то, что актёры, которые играли в этом спектакле, были ровесниками героев моего романа. И, собственно говоря, ровесниками автора, ведь я писал роман, когда мне было 22-23 года. Мне интересно было посмотреть, как вот эта молодость авторская, молодость персонажей и молодость актёров сливаются друг с другом и начинают работать. Я увидел, что всё работает и живёт на сцене. Мне было очень приятно это видеть, - признался Алексей Иванов. - Как автор я, разумеется, в своё время многие вещи видел иначе. Тогда иначе и быть не могло. Но сейчас по возрасту актёры намного ближе к моему роману, чем я сам. Вот как они видят, так и правильно. Если они играют с душой и сопереживают героям, значит всё правильно сыграно».
Почему Алексей Иванов, как Илья Муромец, до 33 лет лежал на печи?
Одна из ижевских читательниц задала Алексею Иванову такой вопрос: «В одном из ваших интервью вы сказали: «До 33 лет я, как Илья Муромец, лежал на печи, ничего не делал. А потом встал и пошёл». С чем было связано это «лежание» и что заставило вас «пойти»?
«За вопрос спасибо, это как раз повод поплакаться на свою несчастную судьбу, - сказал, улыбаясь, писатель. - Просто дело в том, что моя писательская жизнь складывалась очень туго и очень неблагополучно. Писателем я хотел быть с детства. В школе постоянно что-то писал. Потом поступил на факультет журналистики, потому что решил, что это – кратчайший путь к писательству. Причём перед поступлением я прочёл книжку «Беседы о журналистике». В этой книге черным по белому было написано: «Если ты, мой друг, хочешь стать писателем, не ходи на факультет журналистики». Но я-то решил, что я умнее, и всё равно поступил туда. И через год меня выгнали. Тогда я понял, что в книжке было сказано правильно. Я продолжал учиться на другом факультете, продолжал писать, но у меня ничего не публиковали 13 лет. За это время я написал «Общагу на крови», 4 фантастических произведения, «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы»... Но ничего у меня не выходило. И не было никаких перспектив. Сами представьте: живёт на окраине Перми человек по фамилии Иванов, который пишет не про Москву и у которого нет никаких связей. У такого человека шансов стать писателем - ноль! Даже я бы сказал, «минус сто»... Но, в конце концов, меня опубликовали. Когда вышли первые книги, мне было 33 года. Так как у меня были тексты, которые я мог предложить, книги выходили друг за другом. Получилось, что я сразу стал профессиональным писателем. Поэтому я и говорю, что в 33 года я слез с печи и сразу стал ходить. Но это просто фигура речи. На самом деле я на печи-то не лежал. Работал всё равно».
Почему молчание – золото?
Не могла обойтись эта встреча без вопроса об убийстве Бориса Немцова. Комментировать эту тему Алексей Иванов отказался.
Отвечая на вопрос ижевчанки, которая спросила, считает ли Алексей Иванов себя аполитичным, писатель ответил: «Конечно, я не аполитичный человек. Но я считаю, что сейчас самое ценное и самое достойное – молчать. Особенно, если ты не компетентен. Сейчас везде говорят о политике: по радио, по «телику», в соцсетях… Я предпочитаю молчание. Если просто «твоя душа хочет высказаться», лучше помолчи. Это как у Козьмы Пруткова: «Если у тебя есть фонтан, заткни его».
Как законы онлайна переходят в офлайн?
Совсем юная ижевчанка поинтересовалась, что Алексей Иванов думает о соцсетях и зависимости современного человека от Интернета.
«Это действительно очень сложный вопрос. На эту тему я написал целый роман «Комьюнити». Соцсети кардинальным образом изменили нашу жизнь и наше общество. Это такая революция, которая прошла мимо сознания россиян. Теперь у нас законы онлайна переходят в офлайн, несмотря на то, что эти две системы коммуникаций существуют совершенно по разным принципам, и переводить одну в другую – это значит убивать культуру. Безграмотных всегда было большинство, в этом нет ничего нового, но теперь в Интернете человек может почему-то написать другому, совершенно незнакомому, «что попало и как попало». Безграмотность в Интернете стала легитимной. Ещё в Интернете человек не берёт ответственности за свои слова. Так нельзя. Или, например, право голоса. В реальном человеческом обществе его нужно заслужить своими поступками. В Интернете же ты автоматически получаешь право голоса, ничем его не заработав. В Интернете все получаются равны: мнение академика приравнивается к мнению сопляка-девятиклассника. Это тоже неправильно. Кроме того, многие вещи решаются в сети коллегиально, хотя в жизни так не бывает никогда. Представьте, что собрание вашего подъезда будет решать, делать или не делать вам операцию по удалению аппендицита. А в интернете ведь так и происходит... Ну, и так далее. Вот этот переход законов онлайна в офлайн – очень серьезная проблема».
«А расскажите нам о себе, - попросила другая девушка, - просто о том, как вы проводите день, что вы любите кушать…»
«Вот это как раз то, о чём я говорю, - сказал Алексей Иванов. - Про законы онлайна и соцсетей. Зачем вам знать это, если я сегодня перед вами как писатель?». Отвечать на этот вопрос он не стал.
Ещё ижевчане много спрашивали прозаика не только о его трудах, о премиях и наградах, работе и о предстоящих экранизациях его произведений, но и о жизни, современном обществе и современной культуре. Некоторые просто от души благодарили автора за книги. В целом 1,5 часа пролетели незаметно даже для тех, кто всё это время провёл на ногах. Как отметил сам писатель, встречаться с жителями крупных провинциальных городов ему всегда интересно, поскольку с ними лучше всего получаются живые беседы.