Она выходит на сцену, чтобы сыграть Палагею Зыбкину в комедии «Правда - хорошо, а счастье лучше», Прюданс в мелодраме «Дама с камелиями», Арину Пантелеймоновну в «Женитьбе»… Актёрская профессия отнимает много сил и эмоций, но приносит не так много денег. Но она всё равно выходит на сцену…
Стать звездой
Аргументы и факты: - Ирина Валентиновна, когда выбирали профессию, неужели не подозревали, какие трудности придётся преодолевать?
Ирина Дементова: - Так случилось в моей жизни, что мне рано пришлось стать самостоятельной. В 17 лет поступила в институт, уехала из семьи. И помогать в чужом городе было некому, вот и приходилось самостоятельно справляться со всеми трудностями. Я знала, что нужно хорошо учиться, чтобы получать повышенную стипендию. И я вкалывала, зарабатывая на занятиях свои «пятёрки». Уже на 1 курсе вела кружок художественного слова во Дворце пионеров. Постоянно искала возможность заработать. Так что многое зависит от самого человека. И нужно учиться находить выход из любой ситуации.
АиФ: - И кем вам доводилось работать?
И.Д.: - Актрисой, режиссёром, нянечкой в детском саду, инструктором по туризму, вожатой, воспитателем в летнем лагере, руководителем кружка. Я даже в театре сцену мыла, чтобы заработать. Я очень тщательно её мыла, потому что сама на неё потом выходила играть.
АиФ: - Вы считаете нормальной ситуацию, когда актёр, врач, учитель поставлен в такие условия, что постоянно вынужден искать дополнительный заработок?
И.Д.: - Нет. Каждый труд должен достойно оплачиваться. Но когда меня спрашивают, почему я работаю в театре за такую маленькую зарплату, отвечаю, что это мой выбор. Я люблю эту профессию, я её выбрала, поэтому и выхожу на сцену… Разумеется, когда поступала в институт, думала, что непременно стану известной, будут у меня и слава, и деньги. Так считают многие молодые люди, решившие сделать актёрство своей профессией. Очень быстро понимаешь, что жизнь устроена по-другому. И очень сложно стать звездой даже на уровне провинциального театра.
Дитя большого города
АиФ: - Но ведь наверняка мечтали о столичных театрах, подобно чеховским героиням стремились в Москву…
И.Д.: - Конечно. Мечтала только о московских театрах. А мне сразу после окончания института предложили сыграть Антигону в одноимённой пьесе Жана Ануя на сцене в Шадринске. Как я расстроилась… Но мне так понравился этот маленький театр с какими-то почти семейными традициями в красивом купеческом городке. Я там отслужила 10 лет, а потом меня пригласили в Ижевск. И прежде чем поехать, я всё время спрашивала: «А Ижевск - большой город?» Я вообще «дитя больших городов». Вот 10 лет выхожу на сцену Русского театра.
АиФ: - Как встретил вас большой город Ижевск?
И.Д.: - Когда я больше 10 лет назад приехала в Ижевск, денег, которые платили в театре, не хватало - пошла работать в детский сад, ставила спектакли с детьми, потом пошла в школу вести театральный кружок, организовывать мероприятия. Да и по сей день не только играю на сцене, но и работаю в школе и детском саду. Даже сценарии пишу по ночам. Словом, делаю то, что умею. Конечно, всё это отнимает много сил и времени, но позволят жить по-человечески. Однажды мне надоело ездить на троллейбусе - я купила машину. Теперь с удовольствием за ней ухаживаю - у меня есть все нужные шампуни, полироли, тряпочки. Научилась даже лампочки в фарах менять.
АиФ: - Понятно, что сегодня артисты порой вынуждены зарабатывать где-то ещё. Но ведь сцена и театр отнимают много физических и духовных сил. Как справляетесь с трудностями «основной работы»?
И.Д.: - Сцена - это удивительное пространство. Вот шагнёшь на неё и забываешь о проблемах, болезнях, усталости. Рядом - партнёры, в зале - зрители, и надо выкладываться на все 100%, до полного эмоционального изнеможения. Но в этом есть и своя прелесть. Ведь если в театр приходят зрители - значит, им нужна моя работа. И в этом - удовлетворение от профессии. Я вообще люблю людей - профессионалов своего дела. Восхищаюсь сантехниками - как они во всём этом хозяйстве разбираются? У нас во дворе женщина-дворник убирается, и так хорошо это делает, что всегда чисто. Я когда прохожу мимо неё, здороваюсь и говорю: «Спасибо!» Чтобы она понимала, что трудится не просто так, что её работа может вызвать благодарность. Это всё равно как аплодисменты!
АиФ: - От государства ждёте повышения зарплаты?
И.Д.: - Скажу честно: лишь бы не было войны. И метеориты чтобы с неба не падали на нас. А всё остальное сама для себя сделаю. Как можно надеяться на государство? Я не понимаю этого. Я верю только в собственные силы.
Другая судьба
АиФ: - Огни больших городов по-прежнему влекут вас за собой?
И.Д.: - Моя дочь Ника оканчивает школу и собирается поступать в престижный московский вуз. А смогу ли я тут жить без неё - не знаю. Понимаете, я всегда окружала своего ребёнка гиперопёкой, просто сумасшедшая мама. Может быть, дочь даже страдает от этого. Но отпустить я её одну пока не могу. А Ника говорит, что она уже самостоятельная: ведь в свои 17 лет уже научилась жарить яичницу.
АиФ: - Дочь собирается пойти по вашим стопам?
И.Д.: - Нет. Что вы! Она учится в математическом классе и даже делает первые шаги в науке. И с творчеством не хочет связывать свою судьбу.
АиФ: - Есть пример перед глазами?
И.Д.: - Видимо, да. Я же вышла на работу, когда ей было 6 месяцев. Сначала возила ребёнка с собой в театр, потом нанимала няню, которая с ней сидела. А с работы я всегда возвращалась поздно.
АиФ: - Но при этом удаётся налаживать быт? Что умеете делать своими руками?
И.Д.: - Знаете, нас с сестрой воспитывала няня-полячка, поскольку родители тоже много работали. Она за нами ухаживала так, что до 17 лет я думала, что у курицы 4 ноги. Ведь её когда в жареном виде на блюде ставят на стол, то торчит четыре конечности. Да и по дому в ту пору ничего не умела делать. Но жизнь научила всему: суп варить, пироги печь, шить, вязать. А в последние годы получаю огромное удовольствие от работы на земле. Когда езжу к родственникам в Украину, мне даже моря не надо, я из сада не выхожу.
Досье
Ирина Дементова - заслуженная артистка УР. Родилась в Украине. Окончила Челябинский институт культуры и искусства. Работала в театре драмы в г. Шадринске Курганской области. В Государственном русском драматическом театре Удмуртии - с 2001 г.