Корреспондент «АиФ-Удмуртия» побывал на четвёртом фестивале «Читай, Ижевск!»
Литературная вселенная
Фестиваль дал концентрированное представление о том, что такое литературные процессы в 2016 году. С пятницы по воскресенье с утра до вечера большой шатёр на центральной площади гудел как улей. Пространство внутри белых стен было поделено на множество зон, в каждой из которых непрерывно что-то происходило: встречи, литературные игры, мастер-классы, дискуссии, акции, поэтические слэмы, выступления.
Самый известный из уральских писателей Алексей Иванов почти три часа отвечал на вопросы читателей – о ремесле, о своих героях и о будущем огромном (в два раза толще «Сердца Пармы») романе «Тобол», рассказывающем о Сибири петровских времен.
Об особенностях японской культуры, без которых понимание литературы и кинематографа этой страны будет неполным, говорил переводчик Дмитрий Коваленин – именно он в конце 90-х познакомил Россию с романами Харуки Мураками. «В Удмуртии, где до сих пор сильны традиции язычества, мироощущение японцев, почитающих природу и верящих в духов деревьев, рек и гор, должно быть особенно понятно», - сказал он.
Книга – лучший подарок?
В центре шатра разместились ящики «бесплатного магазина»: библиотеки выложили туда списанные книги, а вскоре и обычные горожане начали связками, сумками, коробками приносить туда издания, которые годами пылятся на антресолях и в темных комнатах – и перечитывать вряд ли будут, и выкинуть рука не поднимается.
«Принесла собрание сочинений Мамина-Сибиряка – книгам уже больше полувека, но они по-прежнему в хорошем состоянии, - говорит пожилая ижевчанка Эльвира Салимуллина. - Букинистические магазины готовы взять по 10 рублей за книгу, за всё собрание «сторублёвка» получается, но я тогда уж лучше бесплатно отдам в хорошие руки, как котят».
Мужчина лет пятидесяти аккуратно укладывает в спортивную сумку многотомник Майн Рида, который когда-то можно было добыть только в обмен на сданную макулатуру: «Я уже перечитывать не буду, но у меня внуки-дошкольники. Подрастут немного, родители же им только «Гарри Поттера» будут покупать или что тогда модно будет? А я им «Всадника без головы» подарю, «Оцеолу, вождя семинолов». Как думаете, в 21 веке будут они про индейцев читать?».
Искусство не в цене
Впрочем, любитель Майн Рида явно преувеличивал: для детей сегодня издаются сотни умных, обаятельных, отлично иллюстрированных книг, и покупают их охотно, несмотря на совсем «не детские» цены в 400-500 рублей. А вот художественные альбомы переживают спад спроса: многие музеи оцифровали свои коллекции, и новое поколение предпочитает рассматривать шедевры живописи с экрана планшета, а не покупать книги.
«Пришлось уценять альбомы с репродукциями в отличных ламинированных обложках, с мелованной бумагой до 160 рублей за штуку, но даже так их берут без энтузиазма, скорее в запас на подарки, чем для себя», - говорят продавцы, перед которыми стопками громоздятся «собрания художеств» Делакруа, Тропинина, Репина и да Винчи.
Книга своими руками
Возможно, будущее альбомов искусства за авторскими книгами вроде тех, что делает ижевская художница Анастасия Фертикова, представившая на фестивале свои книги-альбомы? Графика в её творениях - «живая». Каждый лист в легко узнаваемой авторской манере Настя рисует в единственном экземпляре, иногда добавляя аппликацию из засушенных стеблей и цветов. Текст пишет от руки, не стремясь к изысканной каллиграфии, подчеркивая личную особенность почерка, вклеивая на страницу рядом счастливые автобусные билеты, марки от писем, входные билетики.
«Вот эта книга – наш своеобразный семейный альбом с Димой Маныловым, поэтом и музыкантом, - говорит она. - Сначала я просто делала скетчи – бытовые зарисовки о нашей жизни и эскизы обложек к его альбомам, а потом поняла, что всё вместе это может быть книгой. Нарисовала ещё несколько картинок – например, как мы с сыном гуляли осенью по грушевой аллее, и был такой сильный ветер, что груши падали как дождь. И женщины, идущие впереди нас, раскрыли зонты, защищаясь от этого грушепада. Текстом книги стали стихи и записочки Димы. Для сарапульского поэта Зины Сарсадских я собрала уже несколько авторских книг – на каждое её стихотворение нарисовала иллюстрацию на крафтовой бумаге – простыми цветными карандашами, сделала хороший переплёт. И внезапно оказалось, что эта книга людям нравится больше, чем типографские многотиражки».