По внешнему виду часов можно определить характер человека, а по состоянию механизма - его прожитый путь.
Лучшей смазкой для них становятся счастливые моменты жизни хозяина. От печали они ржавеют и ломаются, когда не осуществляются мечты. Если часы остановились - человек на распутье и ему необходимо время для размышления, а, возможно, он просто устал от жизни. Если часы бегут - хозяин не успевает за временем, если отстают - ему его не хватает.
Загадка вечности
Мы часто понапрасну стремимся загнать время в рамки часов, дней и лет, а оно ускользает от нас каждую секунду. Мы жалуемся на нехватку времени, иногда упускаем что-то важное. Но для тех, кто научился ценить время, оно открывает немало тайн. В этом уверена Мария Ермолина, мастер-часовщик высшего разряда.
Она приехала в столицу Удмуртии в 1963 г., и в ту пору оказалась здесь первой женщиной-часовщиком. Ижевский комбинат бытового обслуживания стал единственным её местом работы, а в карьере отразились тогдашние реалии общественной жизни. В 1965 г. её избрали депутатом местного Горсовета, а ещё через год назначили начальником цеха часовщиков. Работы было много, но она отлично справлялась со всеми обязанностями.
Как-то в работу часовщиков начали внедрять поточный метод. Согласно новой технологии каждый сотрудник должен был выполнять только одну операцию. Получалось, что одни мастера были перегружены, другие - сидели без работы, а оплата при этом была сдельной. А ведь всегда в часовой отрасли каждый мастер лично отвечал за качество ремонта и сохранность изделия! За отказ применять новый метод, Марию Петровну разжаловали в рядовые мастера.
Поточный метод в результате привёл к тому, что мастерские лишились опытных специалистов. И со временем производство вернулось к традиционному способу, а Мария Ермолина - на своё место работы, где в течение долгих лет ей приходилось возвращать к жизни не только часовые механизмы, но и заблудшие души некоторых сотрудников, порой ставя людей на ноги в прямом и переносном смысле.
Сердце механизма
За время своей трудовой деятельности Мария Петровна видела немало различных часов. Она всегда бережно относилась к механизмам, выпущенным в годы советской власти.
- По сравнению с теми, которые продают сейчас, они - вечные, - говорит Мария Ермолина. - Такие марки, как «Заря», «Слава», «Полёт» пользовались заслуженной популярностью у покупателей, и часовщики не понаслышке знают, что эти часы - не одно десятилетие верой и правдой служили своим хозяевам.
Она утверждает, что ценными и долговечными могут быть только те часы, которые содержат натуральные камни. Электронные изделия не вызывают доверия мастера хотя бы потому, что у них нет «сердца» - механизма, по состоянию которого можно судить об их жизнеспособности. Любой мастер подтвердит, что равномерное тиканье часов походит на биение сердца живого организма, по которому чуткое ухо может безошибочно определить его состояние.
Всегда достойны уважения старинные изделия: изготовленные вручную, все они имеют позолоченные колёсики и маятник. Мария Ермолина могла в этом убедиться, когда в мастерскую принесли механические часы Павла Буре. Поскольку температура воздуха на них не влияет, то при правильном уходе долговечность работы обеспечена. После того, как мастер удалила толстенный слой слипшейся пыли, они возобновили свою работу, и сотрудники цеха по очереди приходили сверять работу своих часов с чётким ходом механизма известного мастера.
Доводилось принимать в ремонт и 200-летние настенные французские часы. Чтобы их починить мастеру 6 разряда пришлось вытачивать на токарном станке миниатюрные уникальные детали. Как только послышались звуки ожившего механизма, все часовщики стремились познакомиться с ходом раритетного изделия.
Был случай, когда в мастерскую пришла девушка с красивыми наручными часами и со слезами просила, чтобы мастера бережно обращались с ними - это был подарок из Франции от дорогого её сердцу человека. Их открыли в её присутствии, и все ахнули: внутри была дешёвая штамповка с пластмассовыми деталями, которые буквально стёрлись друг о друга. Немудрено, что они проработали всего несколько месяцев. Часы ремонту не подлежали, а на девушку жалко было смотреть.
Ювелирное ремесло
За много лет работы в часовой отрасли Мария Петровна убедилась в том, что ремонт часов - тонкая, почти ювелирная работа, и доверять её можно только настоящему профессионалу. Починка часов требует времени и не терпит спешки. А самое главное - на определённом этапе профессия из ремесла превращается в настоящее искусство.
Справка АиФ
Мария Ермолина родилась 20 марта 1939 г. в с. Ильинск Козельского района Калужской области. В Калуге получила образование мастера-часовщика. С 1963 г. живёт в Ижевске.