Примерное время чтения: 9 минут
10717

Почему умирает деревня? К 2025 году 96% сельских жителей станут горожанами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. "Аргументы и факты в Удмуртии" 27/05/2015
Эльфия Гарипова / АиФ

Реальный пример

Лет двадцать назад автор этого материала тоже жил в деревне. Затем институт, работа в городе. Но родина есть родина. И вот в очередной отпуск решаю посетить родные сельские места Красногорского района. Честно сказать, ожидал увидеть благополучную деревню, стабильное сельхозпроизводство, а увидел совсем другое: полуразвалившиеся заброшенные избы, да скелеты коровников на въезде в деревню. Это всё, что осталось от некогда стабильно работающего совхоза.

Все имущество было разворовано и за бесценок продано шайкой нечистоплотных руководителей ещё в 90-е годы. За последние несколько лет за руководство хозяйством брались человек  6-7, но никто не сумел привести СПК в более-менее приличное состояние. Вот и последний руководитель, поработав себе на карман и вконец разорив хозяйство, уехал из этих мест.

«Нет ни производства, ни зарплаты, - вздыхают односельчане. - Живём натуральным хозяйством, скотину продадим,  на  то и кормимся».

О будущем здесь не говорят. Потому что понятно: нет его,  будущего. Вроде бы есть медпункт, сельский клуб, просторная двухэтажная школа. Да вот беда -  учиться в ней практически некому. К следующему учебному году останется  около сорока учеников - сетует  директор школы.

Во всей деревне остались пенсионеры да люди предпенсионного возраста. Получившая образование молодежь подалась в города, а кто не выучился – спиваются. От одной из некогда самых больших деревенских улиц осталось 3-4 ветхих дома. Сегодня деревня если не на грани умирания, то очень близка к этому процессу.

Ещё куда трагичнее ситуация в лесных поселках. Бывшие лесхозы и леспромхозы обанкротились и развалились. Сегодня лесные поселки просто-напросто заброшены,  оставшееся немногочисленное население предоставлено само себе и поставлено на грань выживания: ни дорог, ни связи. Не настоящего, не будущего у этих людей тоже, к сожалению, нет. Население лесных поселков не проходит ни по одной программе переселения из ветхого жилья. Поэтому претендовать на благоустроенные квартиры они не имеют права.  Однако это далеко не все причины вымирания деревни.

Особый уклад                                           

Проблему исчезновения деревень ещё в советское время поднимали в своих произведениях такие известные писатели, как Астафьев, Распутин, Абрамов. Причины назывались самые разные: обезземеливание крестьян, бесхозяйственность, пьянство. Несмотря на то, что с тех пор минуло немало лет и некоторых классиков уже нет в живых, спорить, что деревня скудеет людьми, трудно.

Ещё в начале прошлого века наша страна считалась исключительно крестьянской державой. В деревнях проживало более 80% населения. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Урбанизация не миновала и нас. Демографы утверждают, что к 2025 году 96% селян станут горожанами. Как и другие регионы России, Удмуртия тоже в не меньшей степени подвержена процессам урбанизации, современное общество ассоциируется у людей с мегаполисами.

Движение к вымиранию деревни набирает темпы. Так, по данным статистики, если численность сельского населения Удмуртии составляла в 2000 году 499 тыс. человек, то на сегодняшний день - 474 тысяч. В целом  же в республике проживает 1568,3 тыс. человек. Если учесть, что в большинстве сельских населённых пунктов основная масса жителей - старики и старухи, то будущее крестьянства не может не вызывать тревоги. А между тем сельский образ жизни - это особый уклад, особый мир, на который во многом опиралась и опирается наша страна. Его разрушение крайне опасно и с экономической, и с социальной, и с культурной точки зрения.

Непривлекательный труд

Всегда и везде движущей силой является молодежь, молодые специалисты. Не исключение сельская местность. Однако сегодняшние выпускники вузов не желают продолжать дело родителей. По словам Ильдуса Фатыхова,  преподавателя сельхозакадемии, выпускники вуза неохотно идут в село. Сельский труд пока малопривлекателен, особенно для молодежи. Не устраивает зарплата и отсутствие благоустроенного жилья. Молодому человеку после окончания вуза выгоднее устроиться в торговый зал менеджером на хорошие проценты, чем возвращаться обратно в деревню. 

Кроме того, любой молодой специалист, решивший переехать в село, рассматривает не только перспективы получения места работы, но и какие там условия для проживания – есть ли возможность воспитывать, учить и лечить детей, заниматься спортом. А много ли в Удмуртии таких деревень, где все решается комплексно?

По данным Минсельхоза республики, из более чем 700 зарегистрированных хозяйств, производством занимаются около 300, и то более 60 из них сегодня находятся в стадии банкротства. Несмотря на заявленный в программе социально-экономического развития 10%-ый рост экономики, в том числе и в сфере сельского хозяйства, реально в АПК получить удается не более 5-6%.

За последние годы машинно-тракторный парк республики сократился более чем наполовину. Фото: Shutterstock.com

С каждым годом сельскохозяйственные предприятия всё больше закабаляются, падая в долговую пропасть – следствие диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию. Высокие цены на нефть и низкие на крестьянскую продукцию не дают селянам прибыльно развиваться. Если несколько лет назад эти виды затрат в общем производстве сельхозпродукции составляли 8-10%, то теперь 40%-50%.

Плюс ко всему за последние годы машинно-тракторный парк республики сократился более чем наполовину. Почти за два десятилетия коллективные хозяйства лишились 63% грузовых автомобилей, 56% тракторов, 45% зерноуборочных и 48% кормоуборочных комбайнов. Даже если закупается техника, то оптимизма это не прибавляет.  По словам Сергея Токарева, главы Минсельхоза Удмуртии, работать на ней стало почти некому. В селах катастрофически не хватает механизаторов. Кадры из села «вымывает»  «нефтянка». Специалисты, в основном крепкие еще мужики, уходят в нефтяную отрасль, где зарплата, даже в это кризисное время, в 3-4 раза выше, чем в деревне.

Что делать остальным? 

Безусловно, научно-технический прогресс на месте не стоит и в сельское хозяйство проникает не менее активно, чем в остальные сферы жизни. Там, где раньше требовалась сотня рабочих рук, сейчас достаточно десятка. Где тридцать лет назад требовалось десять комбайнов, сегодня хватит и одного. Соответственно, вместо десяти механизаторов любому сельскохозяйственному предприятию достаточно будет одного. А что делать остальным? Либо подаваться в город, либо искать себе новое применение, либо тихо спиваться. Что в реальности и происходит - от безысходности крестьяне и пьют горькую.

Исследования учёных Ижевской медицинской академии подтверждают, что пьянство является серьёзной проблемой для республики и особенно в сельских районах. Среди российских регионов Удмуртия по-прежнему занимает одно из первых мест по частоте случаев суицида: ежегодно из жизни по собственной воле уходят более 1000 человек и у 60% самоубийц в крови обнаруживается алкоголь.

Те, кто не уезжают из деревни, начинают спиваться. Фото: Shutterstock.com

Забытые фермеры

Кто-то находит себя в малом предпринимательстве и идёт в фермеры. Это те крепкие хозяйственные мужики, которые не спились и не уехали в город, а остались в родном селе и продолжают работать. Только теперь уже не на колхоз, а на себя. Зачастую фермеры строятся и обустраиваются в заброшенных деревнях, способствуя их возрождению, но и здесь оказывается не всё гладко.

По данным Минсельхоза УР, в республике зарегистрировано около 2,5 тысяч  крестьянско-фермерских хозяйств. За ними закреплено 84 тыс. 277 га земельной площади, из них 72 тыс. 924 га пашни. Тем не менее, специалисты отмечают, что за последние 4-5 лет число фермеров в республике резко сократилось. Основную причину уменьшения образования новых крестьянских фермерских кооперативов специалисты видят в том же диспаритете цен на сельскохозяйственную продукцию и сокращения государственной поддержки развития фермерства.

Преподаватель сельхозакадемии Ильдус Фатыхов уверен, что фермерство может успешно развиваться в России только тогда, когда сельский предприниматель будет поставлен в такие же условия как его коллега на западе. Там государство стимулирует фермера дешёвыми кредитами, дотациями, мировыми ценами на сельхозпродукцию. В наших условиях фермеры могут надеяться только на себя.

Что касается молодёжи, то в фермеры уходят единицы. Ильдус Шамиливич смог назвать только двух бывших своих студентов, которые захотели связать судьбу с фермерством.  Неслучайно, Сергей Данилов, фермер из Юкаменкого района, отмечает, что при нынешнем диспаритете цен и невнятной ценовой политике на сельхозпродукцию, фермерское движение обречено на вымирание.

Благоприятным такой сценарий будущего не назовешь. Как впрочем, сценарий развития всей деревни. С одной стороны процесс урбанизации не остановишь – по этому пути идёт весь цивилизованный мир. С другой – в будущем мы увидим безлюдные, некем не осваиваемые территории десятков, а то и сотен заброшенных деревень с заколоченными окнами.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах