Нехорошая тенденция
Кто сегодня, кроме предпринимателей, вспоминает слова, сказанные несколько лет назад с самой высокой трибуны страны: «Хватит кошмарить бизнес»? Перестали сегодня донимать бизнесменов проверками? Убрали неоправданные административные барьеры, которые стоят на пути любого человека, взявшегося открыть своё дело? Стало сегодня легче получить банковские кредиты или бюджетные субсидии?
Итак, обещано было многое. Кое-что даже было сделано. Однако бизнес развивается пока далеко не теми темпами, о которых говорил Дмитрий Медведев. В целом картина не внушает оптимизма - бизнес-среда, особенно в регионах, оставляет желать лучшего. Хотя и регион региону - рознь.
За последние годы в Удмуртии сложилась тенденция уменьшения числа индивидуальных предпринимателей и предприятий. В 2008 году малый сектор экономики республики потерял 439 игроков рынка, в 2009-м - 584, а в 2013-м - уже свыше 8000. На начало 2015 года, по данным Министерства экономики Удмуртии, малый и средний бизнес представлен в регионе почти 17,5 тыс. предприятий и 44 тыс. предпринимателей без образования юридического лица.
Одной из причин уменьшения предпринимательского сектора называлась миграция бизнеса в другие регионы. Популярными направлениями миграции стали Татарстан, Башкирия, Пермский край, Кировская, Свердловская области, а также Москва и Санкт-Петербург.
Мёдом намазаны?
Справедливости ради надо заметить, что жесткий прессинг со стороны фискальных органов, по жалобам самих предпринимателей, ощущался при прежнем главе ведомства Александре Путине. С приходом нового руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике Юрия Горюнова ситуация начала меняться в лучшую сторону. Неслучайно министр экономики Удмуртии Михаил Зайцев заявил, что процессы миграции бизнеса, происходящие в Удмуртской Республике, являются естественными и не приносят региону существенного ущерба. По его словам, «миграции» представителей малого и среднего бизнеса, когда предприятия работают на территории республики, а регистрируются в соседних регионах, не носят системного характера, а сама «миграция» резко пошла на убыль.
Решиться на «миграцию»
Оказывается, перерегистрация «в теплых краях» – дело отнюдь не простое, а можно сказать сложное и хлопотное, требующее людских и финансовых ресурсов.
«Для этого необходимо сначала создать филиал или обособленное подразделение в новом месте регистрации, - говорит директор фирмы «Аква-Мастер» Сергей Симаков. – Мелкому бизнесу с небольшим оборотом это не под силу – тысячи мелких фирм, то есть основная масса предпринимателей-налогоплательщиков, сосредоточены в Ижевске, Глазове, Сарапуле, Воткинске и никуда из Удмуртии «удирать» не собираются. Мы вынуждены выживать в тех условиях, которые есть».
По мнению предпринимателя, мигрирует как раз крупный и средний бизнес. Его слова, действительно, подтверждаются, фактами. «Из наиболее известных «беглецов», по некоторым данным, - торговые сети «Айкай», «Селена», завод «Гамбринус».
Побег от налогового бремени
Комфортность условий для ведения бизнеса в Удмуртии оставляет желать лучшего. Так, к примеру, многие регионы, следуя рекомендациям президента России о снижении налогового бремени на малый бизнес, давно уменьшили ставки по упрощенной системе налогообложения с 15 до 5, а кое-где и до 2%,.
В Удмуртии практически до конца прошлого года ставка была максимальная – 15 процентов и только недавно, видимо, под влиянием негативных тенденций «бегства» бизнеса, процентная ставка была уменьшена до 10%. Подчеркиваю, до 10, тогда как в других регионах она давно составляет 2-5%.
Или посмотрим на ставки транспортного налога. У нас они самые высокие по сравнению с другими регионами. И такой «максималистский» подход в Удмуртии - очень распространенное явление. Это ли не реальный повод для перехода на налоговый учет в соседние республики?
Удар по глубинке
Скажу еще одну крамольную вещь. Мнение бизнеса по этому вопросу единогласно: проводимая сегодня в России реформа «душит» предпринимателей. Страховые взносы – одна из причин. Напомним, что с 1 января 2010 года был отменен единый социальный налог. Вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: Пенсионный, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Налогообложение малого предпринимательства начало стремительно расти. После этого предприниматели усомнились в какой-либо государственной поддержке.
Обоснованием решения стал дефицит ПФР. Пенсионный фонд намеревался получить с индивидуальных предпринимателей дополнительно около 50 млрд рублей. Чиновники кивают в сторону крупного и среднего бизнеса, который за любого наемного работника перечисляет в пенсионный фонд более трети его доходов. Мол, пенсию ипэшники будут получать такую же, как все, а отделываются всего 17 тысячами в месяц. Несправедливо. Казалось бы, разница в дополнительных 18,5 тысяч невелика, но оказалось не для всякого. Нововведение больно ударило по «малышам», чей годовой доход не превышал 150-200 тысяч рублей в год, не коснувшись богатых. Эксперты отмечают, что в первую очередь закрылись небольшие предприятия сферы услуг торговли товарами повседневного спроса, мелкого ремонта, ателье, парикмахерские.
«В связи с этим решением мы практически потеряли сферу бытовых услуг в глубинке. Особенно сильно решение ударило по селу, которое держалось за счет таких вот небольших магазинов и мастерских», – говорит директор Лиги общественных объединений предпринимательства Удмуртии Виктор Любимов.
«Считаю, что теперь будет ещё больше предпринимателей малого и среднего бизнеса, которые попытаются уйти в тень, что приведет к сокрытию доходов и неуплате налогов. В итоге государство получит меньше, чем имеет сейчас. Или же отчисления придется производить за счет снижения прибыли и за счет увеличения розничной цены продукции, - уверен Сергей Симаков. Бизнесмены всё громче говорят об ухудшении состояния своего дела, выжить, по видимости, удастся не всем. Вот вам еще одна причина уменьшения игроков на рынке предпринимательства. И теперь уже не только Удмуртии».
Мечта молодых
Выводов делать не буду – и так понятно. В такой ситуации можно ожидать лишь одного - уменьшения числа налогоплательщиков, и как следствие - рост безработицы и инфляции.
«Хотелось бы, чтобы федеральные и региональные власти в нас, предпринимателях, видели равноправных участников рынка, - резюмирует Сергей Симаков - а сегодня на нас пока смотрят сверху вниз и говорят: «Вы все ровно выкрутитесь». Никто не говорит, что государство должно только и делать, что раздавать преференции малому бизнесу, но создать условия, в которых предпринимателю было бы комфортно, оно обязано. Как всегда первыми на все новые тенденции откликается молодежь. Самые умные и энергичные молодые люди, вместо того, чтобы создавать бизнес и приносить реальную пользу населению, мечтают попасть в государственные чиновники. А и то верно – кому нужна головная боль в виде собственного дела?»