Говорят, обещанного три года ждут. Бывает и дольше, как в случае с законом о защите животных, который Госдума не может принять уже восемнадцать лет. Звучит дико, но по нашему Гражданскому кодексу наши меньшие братья — вещи, с которыми можно делать все, что заблагорассудится.
«Во всех развитых странах закон о животных давным-давно принят и постоянно совершенствуется. У нас же законопроект много лет лежит под сукном. По уровню защиты прав животных Россия остается одной из самых отсталых стран в мире», — констатирует защитник животных Оксана Берестова, учредитель ижевской АНО «Желтая бирка», деятельность которой направлена на гуманную регуляцию численности бездомных животных.
Преступление без наказания
В Уголовном Кодексе есть статья 245 «О жестоком обращении с животными». Всё бы хорошо, но она не работает. Согласно букве закона наказание можно получить только в том случае, если преступление будет совершено на глазах малолетних и подкреплено корыстными побуждениями. Доказать это можно только теоретически. В результате мы имеем то, что имеем: «хабаровские живодёрки» по статье «Жестокое обращение с животными» получили по 150 часов обязательных работ, основные сроки связаны с другими статьями. А на следующий день в социальных сетях появляются новые шокирующие видео с истязаниями животных — безнаказанность порождает вседозволенность.
О том, что закон об ответственном обращении с животными может стать поворотным пунктом в развитии российского общества, говорят уже почти семь лет. Дальше разговоров, правда, дело не идёт. Закон был принят в первом чтении ещё в 2011 году, а второе чтение закона так и не состоялось, хотя осенью прошлого года благодаря заявлению президента России Владимира Путина работа над документом возобновилась, было принято около 200 поправок. Предполагалось, что инициатива будет рассмотрена во втором чтении в июне 2017 года, но потом законопроект из-за недоработок отложили на осень. Не уточнив при этом, какого года. Не до животных сейчас, есть дела поважнее.
Московские зоозащитники Вера Степанова и Юрий Корецких, устав от обещаний депутатов, пошли на крайние меры и 7 ноября объявили бессрочную голодовку у здания Госдумы РФ, требуя назначить второе чтение законопроекта на ноябрь этого года. В соцсетях Вера и Юрий активно размещают посты о ходе своей голодовки. «Со всей России подключились. Пишут мне сообщения, реально от Владивостока до Калининграда», — устало улыбается Юрий.
Голодовку зоозащитников поддержал даже Фонд защиты животных Бриджит Бардо, при этом российские центральные СМИ дружно хранили молчание. Зато бушевал Интернет. Ижевск стал первым городом, выпустившим ролик с видеообращением в поддержку протестующих. «Поступок Юры и Веры расшевелил наше общество. Мы не могли остаться в стороне. Наш ролик от 14 ноября был первым, затем последовала целая серия других видеообращений от разных городов страны», — говорит защитник животных и волонтер Анжелика Иванова.
Ижевские активисты этим не ограничились. В социальной сети был запущен флэшмоб по смене аватарок. Борцы за права братьев меньших сфотографировались с листом бумаги, на котором было написано: «Где обещанный закон «Об ответственном обращении с животными?»
«Самое главное сейчас, чтобы закон был принят. Он нужен даже в таком, пока еще «полусыром» виде, — считает Анжелика Иванова. — В этом случае поменяется статус животных: они уже не будут рассматриваться как предмет, вещь, у них наконец-то появятся права».
«Живая линия» за живых животных
«16 ноября была организована серия одиночных пикетов в поддержку требования московских зоозащитников принять закон о животных ко второму чтению, а 17 ноября от имени некоммерческой организации «Желтая бирка» мы написали обращение к президенту страны Путину с требованием принятия «Закона животных», — рассказывает Оксана Берестова. — Обращение отнесли в приемную президента в Удмуртской республике. Его зарегистрировали, но очень скоро одному из наших учредителей позвонил некто, пожелавший остаться неизвестным, и сказал: «Мы ничего никуда отправлять не будем, потому что нас это не касается». До этого, когда наши зоозащитники звонили в администрацию Путина, там отвечали: «Мы на звонки не отвечаем. Пишите письменное обращение, срок рассмотрения 30 дней».
«Митинги, флэшмобы, акции в поддержку животных имеют накопительный эффект, — говорит Екатерина. — Об этом говорит опыт Германии, Израиля, других цивилизованных стран. Люди борются за права животных — и правительство идет им навстречу. Главное не останавливаться, не опускать рук — и тогда мы сможем добиться своего. Закон должен быть принят. Само слово «животные» говорит нам о том, что животные живые. Так давайте относиться к ним соответствующим образом».
Смотрите также:
- «Закон нужен сейчас!». Каковы требования митинга защитников животных? →
- Благинина-Пушина: об удмуртской политике, книгах и жизни на Канарах →
- Ирина Медведева: «Я не даю комментариев о личной жизни» →