Охота на «зайцев»: кто решает судьбу безбилетников

Евгения Обымахо / АиФ

   
   

Виноват пассажир?

- Ехал недавно в автобусе, а у кондуктора не было сдачи, - рассказывает ижевчанин Александр Корнилов. - Если бы нагрянули контролеры - сочли бы меня безбилетником, потащили бы в свой автобус, чтобы содрать штраф. Но разве это правильно? А если кондуктор отвлекся от выполнения своих обязанностей, и люди несколько остановок ехали без билетов… Неужели во всем виноват пассажир?

Еще недавно контролеры, выискивающие «безбилетников» в общественном транспорте, требовали оплатить штраф на месте или же хватали и силой уводили «зайца» в свой автобус, фактически лишая его на некоторое время свободы и вымогая деньги. Но сейчас контролеров лишили права задерживать пассажиров, отбирать у них документы, требовать оплаты штрафа на месте.

Из новых «Правил пользования городским автомобильным и электрифицированным пассажирским транспортом», принятых депутатами Гордумы Ижевска 2 года назад, исключено и такое безапелляционное утверждение, что «безбилетным считается пассажир, не уплативший за проезд до следующей после посадки остановки». Заменили его на более «мягкую» формулировку: «…пассажир обязан уплатить установленную плату за проезд, не ожидая требования кондуктора, до следующей после посадки остановки». За нарушение этой «обязанности» пассажира привлекут к административной ответственности, согласно региональному закону «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», где ст. 4 «Безбилетный проезд и провозку багажа без оплаты» предусматривает штраф в 300 рублей. Только вот в законе не указано, что эта ответственность установлена за нарушение «Правил…» или какого-либо их пункта.

По тому же адресу

Кстати, раньше контролеры, проверяющие билеты у пассажиров, трудились в контрольно-ревизионной службе городских транспортных организаций, туда же поступали и штрафы. Но 3 года назад контролеры ИПОПАТ создали ООО «ОКО+», зарегистрировав контору по тому же адресу, где находится сама транспортная организация. В уставных документах новой коммерческой структуры указали, что их основная работа - «деятельность терминалов», дополнительная - «оптовая торговля автомобильными деталями».
Затем по решению депутатов Гордумы в административные комиссии районных и городского муниципалитетов включили по одному работнику-контролеру этой коммерческой организации.

   
   

Представитель такой комиссии, он же, по совместительству, сотрудник коммерческой организации, получил право составлять протокол. После этого судьбу «безбилетника» решает административная комиссия, в которую входят все те же контролеры, или мировой судья, но последнему такие дела не направляют.
Поэтому у правозащитников возникают сомнения в законности деятельности этого конвейера, когда работники коммерческого предприятия «ОКО+» присваивают пассажиру статус «безбилетника» на основании проверки билетов до окончания поездки. Фраза в п. 4.1. «Правил…» об обязанности пассажира оплатить проезд «до следующей после посадки остановки» противоречит презумпции невиновности и действующему российскому законодательству, поскольку заранее предопределяет виновность пассажира вне зависимости от каких-либо фактов и обстоятельств, к тому же освобождает административный орган от необходимости доказывать вину человека, который в силу каких-то обстоятельств не оплатил проезд в общественном транспорте.

Комментарий эксперта

Михаил Старков, председатель правления УРОО «Комитет по защите прав потребителей»:

- По закону, поездка пассажира в городском общественном транспорте - это не что иное как договор перевозки, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется оплатить проезд. Заключение договора перевозки удостоверяется билетом. Причем, оплата должна быть произведена в период поездки пассажира. Например, в «маршрутках» оплата производится при выходе. Поэтому никто не вправе устанавливать скоростной норматив для купли-продажи билета, и проверка наличия билета до окончания поездки не совсем законна. Признавать пассажира «зайцем» можно лишь при его выходе из общественного транспорта по окончании поездки.

 

Смотрите также: