«Мины» единой платёжки. Как новая система расчётов ударила по потребителю

Ситуация по расчётам оплаты вопиющая. © / Ольга Сергеева / АиФ

В прошлый раз корреспондент «АиФ в Удмуртии» не смогла дозвониться до главного жилинспектора Удмуртии, чтобы задать вопросы о новых платёжных документах по ЖКУ. После публикации материала в газете, наконец, стала возможной и обратная связь от республиканского чиновника.
На интервью с главным государственным жилищным инспектором УР я пришла со своей платёжкой. Нашим домом управляет УК «ЖРП № 8», которая, как и УК «Ижкомцентр», пилотно перешла на единый платёжный документ.

   
   

Одна на всех

Итак, что происходит? Раньше житель платил напрямую поставщикам коммунальных услуг и ресурсов. Сейчас все они заключили договор с расчётным центром ОАО «Энергосбыт Плюс» — он начисляет общую сумму, учитывая объём услуг всех исполнителей. Деньги, которые получает ЭнергосбытПлюс от жителей, должны быть в течение суток перечислены поставщикам услуг.

Специалисты советуют хранить платёжки и документы об оплате не менее трёх лет. Фото: АиФ/ Юлия Ардашева

«Единый платёжный документ направлен на борьбу с недобросовестными гражданами: есть факты, что люди оплачивают только э/энергию по отдельной платёжке, а больше ни за что не платят, — комментирует Марат Исмагилов, главный жилищный инспектор. — Теперь вместо 4-5 платёжек приходит одна — на все услуги. Если же человек оплатил лишь часть суммы (например, выбрав ту же электроэнергию), то она не «капает» на одну услугу, а равномерно распределяется по всем. Каждая недоплата автоматически делает жителя должником уже всех поставщиков услуг. Так единая платёжка, кроме бумаг, сокращает и работу нескольких организаций по взысканию долгов (пока за одним должником бегают 5-7 исполнителей).

Если человек принципиально не хочет оплачивать какую-то услугу, у него всегда есть возможность сделать платёж через банк с указанием его назначения. Но оспаривание суммы должно быть обосновано. В противном случае возможно ограничение электроэнергии или горячей воды.

Изучайте построчно!

Свою платёжку я принесла легко — долгов на моей совести нет. Её изучение длилось в инспекции час и показало иное. Цифры «плясали» — по ним выходило, что есть переплата за холодную воду, недоплата за отопление, и вообще нет оплаты за горячую воду. К тому же в документе не указаны ни объёмы потреблённых ресурсов в доме, ни показания общедомовых приборов учёта. Как проверить правильность начисления, если нет исходных данных?

«Эти данные обязательно должны быть в платёжке наряду с тарифами за услуги, — поясняет жилищный инспектор. — Конечное сальдо по услугам отражено неверно: по одной услуге выставляют долг, по другой переплату, и вам явно больше начисляют за отопление, будто бы потому, что уменьшены суммы по воде и э/энергии».

   
   

Проще говоря, цифры в колонке «оплачено» выставлены «от балды». «Некорректно», поправили меня специалисты. При этом итоговая сумма, которую я должна заплатить за комфортную жизнь в городской квартире, была верной. Значит, можно не беспокоиться? Отнюдь, в некорректных цифрах таится мина замедленного действия.

«Через какой-то период любой поставщик услуг может перестать работать с Расчётным центром ЭнергосбытПлюс, — честен Исмагилов. — Если он получал те неверные суммы, какие указаны в платёжках, вы можете остаться его должником, и вам придётся подтверждать свою оплату. Отсюда советы:

  1. Жителю, чтобы себя обезопасить, надо сохранять платёжные документы и чеки не менее трёх лет. В этот период поставщик всегда может подать на вас в суд из-за недоплат. После трёх лет вы вправе заявить о сроке истечения исковой давности. Но это требует бумажного заявления — нельзя сидеть дома и думать, что срок прошёл.
  2. Каждый платёжный документ надо сравнивать с предыдущим за прошлый месяц построчно: все ли ваши оплаты учтены?

В моей единой платёжке крупным шрифтом значится: «Итого к оплате 3 023,87 руб». А в нижней строке колонки «Начислено» сереньким обозначены 2 614,84 руб. но долгов-то у меня нет.

«Вас ввели в заблуждение на 409,03 рубля, — подтвердил Исмагилов. — Понятно, что пока есть проблема в распределении оплат, задача Энергосбыта сейчас - не обмануть людей. А он их пытается обмануть!»

Позже я проверила платёжки своих соседей: практически всех «ввели в заблуждение» на 400–500 рублей. Что делать?

«Роспотребнадзор может штрафовать поставщика за каждого обманутого потребителя. Штраф за неверную информацию кажется небольшим — до 10 тыс. руб. Но если в вашем доме 200 обманутых собственников, он составит 2 млн рублей. Сегодня мы пытаемся добиться прецедента реальных штрафов и даём гражданам образец заявления в Роспотребнадзор. Но пока непонятно, как сработает система наказания нарушителя.

Время перемен

«Ситуация по расчётам оплаты в 1 квартале 2017 года вопиющая, — признаёт руководитель ГЖИ. — С начала года нам поступило 593 обращения по расчётам. Платёжки исследуются пачками, и сложность в том, что единого рецепта для жителей нет — в каждой свои заморочки. Есть случаи, когда мои сотрудники фиксируют начисления по 10-15 тысяч рублей».

Совет: В переходный период лучше отказаться от автоплатежа, чтобы не снимались такие огромные суммы.

Мы учли и то, что по общему правилу коммунальные платежи должны оплачиваться до 10-го числа следующего месяца, а платёжки за февраль многим пришли в последних числах марта. И внесли предостережение: не брать пени, пока не налажена новая система начислений.
      
Как живём дальше? Платёжки за март ещё придут с ошибками (из-за запоздалых платежей за февраль), и лишь в апрельских документах (мы получим их в мае) начисления наладятся. Но это прогноз оптимиста.

P.S. Статья уже была на выходе, когда я с заявлением от 12 жителей нашего дома, обратилась в Роспотребнадзор. Меня пытались послать к поставщикам услуг, в Расчетный центр, в Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска, в ту же ГЖИ. Уверяли, что в ГЖИ, давая образец заявления, нас ввели в заблуждение — Роспотребнадзор такие случаи не рассматривает. Кто же тогда поможет жителям? Моё заявление всё же зарегистрировали — у надзорного органа есть месяц, чтобы придумать отписку.

Смотрите также: