Ориентир для профи. Что важно в учителе?

Накануне финальной части конкурса министр образования и науки УР высказал в своём годовом отчёте две принципиальные мысли. «Школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамично меняющейся жизни», «Мы обязательно выплывем из «бумажного моря» отчётности и сведём к минимуму ту работу, которая несвойственна педагогам». Первая свидетельствует о яркой педагогической задаче, вторая - о явной заботе о педагоге. И обе имеют прямое отношение к конкурсу, который показывает, как и во что должен вкладываться учитель.    
   

В поисках «звёзд»

Финал конкурса «Педагог года-2016» собрал победителей 8 номинаций: это учителя, воспитатель и вожатый, педагоги дополнительного, профессионального и специального образования. Итоговое состязание в ижевской школе № 42 оказалось захватывающим, как шоу.

За 25 минут мастер-класса конкурсант должен был блеснуть, показав свои педагогические идеи, владение образовательными приёмами и технологиями, умением вовлечь аудиторию в работу. Несмотря на то, что мы видели уже отобранных финалистов, их уровень разнился значительно. Оказывается, за столь короткое время людей можно как зажечь и увлечь, так и… усыпить. Какими разными компетенциями должен владеть современный учитель! Это осознаёшь, когда видишь, как учитель начальных классов говорит по-английски и предлагает понять иностранные слова через образы, а преподаватель физкультуры разбирает текст по филологическим канонам. 

Но это, по сути, зрительская оценка. За профессиональным комментарием мы обратились к Елене Блиновой, председателю конкурсного жюри в номинации «Учитель-мастер», проректору по научно-исследовательской работе Института развития образования.

Анна Соколова, АиФ-Удмуртия: Уровень конкурсов «Педагог года» растёт год от года?

Елена Блинова: Мы не можем говорить о динамике, плавно и неуклонно идущей вверх. Ежегодно состав участников очень разный: бывает, проявляется один яркий лидер, бывает их несколько, возможен и средний состав конкурсантов. Они разнятся и по возрасту: в этом году в «Педагогическом дебюте» двум учителям едва за 20 и 61 год педагогу в номинации «Лидер в образовании».

   
   

- Что даёт вам, «учителям учителей», этот конкурс?

- Нам интересно видеть, что они умеют и чему их надо ещё учить. Сейчас от педагога требуются совершенно новые компетенции, и мы видим, работает он по федеральным образовательным стандартам (ФГОС) или традиционно, как понимает методологию стандартов. Школе сегодня остро нужен ФГОСовский, как мы говорим, учитель.  Он умеет работать, с одной стороны, с технологиями стандарта, и при этом спускается с авторитарных высот к ученикам - он не «над», а рядом как партнёр и помощник. Говорить, что на этом конкурсе выявился такой учитель, пока рановато. Но бесспорно, в финале были учителя оригинально мыслящие, понимающие поколение своих учеников и ищущие к ним адекватный подход. Им нужно дать методическую «огранку» - превратить в настоящих мастеров. И сильнее становится идея - открыть в нашем институте свою «Фабрику звёзд».

Победа-аванс

Церемония награждения финалистов была торжественной, праздничной и с неожиданным итогом.

«Я не думала, что стану победителем такого серьёзного конкурса. Эта победа - большая ответственность и аванс на будущее, - призналась «Педагог года Удмуртии 2016». Это звание дали 22-летней Александре Матвиенко, педагогу-организатору можгинской школы № 6 им. Сабурова. - На конкурс я представила программу деятельности детского объединения «Шанс». Основная её цель - воспитание ребят на примере Героя Советского Союза Александра Сабурова, чьё имя носит наша школа. Мы очень активно работаем в этом направлении: проводим митинги, классные часы, встречи с ветеранами».

Решение жюри показательно: оно сделало ставку на проект патриотического воспитания. Оно верно идеологически, снимает многие методические споры и даёт образ молодых в образовании. С тем наша победительница и поедет на Всероссийский конкурс «Педагог года».

Смотрите также: