Примерное время чтения: 6 минут
299

«Школа Сколково в Ижевске» делает ставку на индивидуальное образование

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АИФ-Удмуртия 17/10/2012

Бал в стиле XIX века в Гуманитарном лицее уже не редкость. Он проходит здесь ежегодно - 19 октября, в день открытия Царскосельского лицея. И каждый год лицеисты самозабвенно готовятся к этому событию - изучают правила поведения на балу, учатся танцевать, примеряют вечерние платья и смокинги.

И в это же время здесь внедряют инновационные методы образования, моделируя школу будущего, не похожую на все остальные. Для чего столь продвинутым педагогам нужны традиции, сформированные 200 лет назад, рассказывает Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея Ижевска.

 Энергия прошлого
- Думаю, это очень важно - оседлать энергию истории. Тогда человек становится богаче на величину опыта своих предшественников, - говорит Михаил Петрович. - И эта энергия помогает двигаться дальше, позволяет уподобиться тем людям, которые когда-то размышляли о судьбе страны. Бал становится формой восстановления исторических связей.  
Мне кажется, самые мощные реформы в сфере образования в России были запущены в середине XVIII в. Иваном Бецким, личным секретарём императрицы Екатерины Великой.
Он был незаконно рожденным сыном князя Трубецкого и получил не только сокращённую фамилию своего отца, но и блестящее европейское образование. В своё время был назначен президентом Академии художеств, при которой устроил воспитательное училище. Руководил всеми учебными и воспитательными заведениями Российской империи. Учредил московский и петербургский воспитательные дома, коммерческое училище для купеческих детей, открыл Смольный институт для благородных девиц и многое другое. Бецкой мечтал создать в стране 100 элитных образовательных учреждений и обучить в каждом по 100 человек. Он был уверен, что при этом из 10 тыс. выпускников найдётся сотня энтузиастов, честных, неподкупных, мыслящих благородно, которые смогут возродить величие России.
Сделать этого он не успел, но энергия проекта была настолько велика, что в начале XIX в. в стране повсеместно начали появляться элитные образовательные учреждения. Например, Царскосельский лицей, Ярославский, Одесский и т.д. Директора и педагоги этих лицеев делали ставку, прежде всего, на индивидуальное образование и развитие одарённости каждого воспитанника в противовес массово-поточному обучению в церковно-приходских школах. Думаю, что эффект такого образования можно обнаружить в дальнейших российских реформах, экономическом и культурном взлёте, демократических преобразованиях. Например, в середине XIX в. сформировалась российская инженерная школа - лучшая в мире.
Следующий этап реформаций отечественного образования пришёлся на начало XX в. Образование в стране тогда развивали такие сподвижники, как Шацкий, Блонский, Макаренко и др. К огромному сожалению, всё остановилось в 1932 г. Вероятно, советским вождям не понравилось свободолюбие и независимость мышления тогдашних деятелей образования, а ещё больше их выпускников. Системные инновации в этой сфере были «заморожены» вплоть до начала 1990-х гг.
Одинаковое для всех?
АиФ-Удмуртия: - Почему же по сей день советскую систему образования называют лучшей в мире?
Михаил Черемных: - Такое утверждение - неприкрытая ложь или совершенно идиотская наивность. Мы сегодня сильно отстаём в образовании от европейских стран и вряд ли в ближайшее время их догоним. Правда, предпринимались попытки сделать прорыв в начале 1990-х гг., когда стали создавать лицеи и гимназии. Но смогли вырваться из цепких лап советской системы лишь единицы. 
И сейчас образование в нашей стране, к сожалению, по-прежнему одинаковое для всех. А дети разные, замыслы и перспективы у всех разные. Система массового образования же до сих пор исходит из функции школы как «камеры хранения» детей, пока их родители трудятся на производстве. И зачастую дети даже помыслить не могут о том, что в 9 классе уже стоит задуматься о своей карьере, а в 10-11 классах выстроить свою образовательную траекторию таким образом, чтобы в дальнейшем состояться в профессиональном плане.
Современная школа формирует у учеников усидчивость, дисциплинированность и исполнительность. И всё. Настоящее же образование сегодня живёт в новых, более эффективных формах: кадровых программах, летних школах, тренингах, интернет-программах, и молодым людям совсем не обязательно тратить своё время на сидение за партой.
Конкуренция возможна
АиФ: - Ваш лицей ведь тоже из 90-х, из тех, кто смог выжить. Но, похоже, вам уже тесно в его стенах: замахнулись на более масштабный образовательный проект - создание «Школы Сколково» в Ижевске. Какие проблемы в образовании можно решить, если этот проект будет реализован? 
М.Ч.: - Идея «Школы Сколково» актуальна сегодня как никогда, поскольку это образование, ориентированное на индивидуальные интересы и карьерные замыслы. И это правильно, что вслед за появлением такой школы в Подмосковье было принято решение о создании 12 региональных школ. Теперь «Школы Сколково» должны появиться по всей России - Томск, Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Ижевск и т.д. И при грамотном подходе губернаторов и местного сообщества в регионах можно делать образование не хуже, чем в Москве или в Лондоне.
Ведь Россия уже вступила в ВТО. И вместе с иностранными продуктами питания и производственными технологиями на российский рынок придут и хорошие школы. А как с ними будет конкурировать отечественное образование? Для этого нужна и качественная подготовка кадров, и инновационные технологии, и не «совковый» тип управления, и новая архитектура, дизайн образовательной среды. «Школа Сколково» должна стать образовательным технопарком, «фабрикой мысли» для городской элиты. Только вот в Ижевске чиновники образования не хотят замечать всех этих задач и возможностей. Им так спокойнее.
Тем не менее, в Удмуртии проект «Школа Сколково» развивается на энергии неравнодушных людей - бизнесменов, политиков, деятелей образования, культуры, профессионально-экспертных сообществ, в том числе и федерального масштаба. И даже родителей, которые заинтересованы в образовании своих детей. 
АиФ: - Вы почти 30 лет работаете в образовании, хотя как профессионал могли состояться в любой другой сфере. Почему именно школа стала делом всей жизни?
М.Ч.: - Думаю, если решу сменить сферу деятельности, то, скорее всего, это будет экономика образования или образовательная политика. Предыдущий опыт наложил свой отпечаток. Образование - начало начал, проработав в этой сфере, можно найти себя в любой другой профессиональной деятельности. Кажется, Бисмарк говорил, что все революции происходят на кончике указки учителя. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах