Журналистика – одна из интереснейших профессий: актуальной информацией, постановкой злободневных вопросов она формирует общественное мнение и гражданскую позицию как отдельного человека, так и разных социальных групп. Хорошая журналистика помогает найти и актуализировать некие идейные ценности. Она выражает надрыв в моменты печали и радость в моменты триумфа общества. Она показывает, говорит, спрашивает, комментирует, и если заставить её замолчать, то образовавшаяся зона молчания станет зоной равнодушия, лояльного уже и к беспределу.
Этот спич можно прервать одним сожалением – можем ли мы похвастаться классными региональными изданиями, где журналистика выполняет эти свои функции? Опытная журналистская братия практически единодушна: площадок для интересной работы в Ижевске не осталось. Почему?
Журналистика как любая профессия требует материальной базы и стратегического руководства. Кто готов в это вкладываться, и кому нужна объективная информация? Редакторы «от власти» знают: чем меньше вопросов и мнений, тем легче жить. Редакторы «от коммерции» уверены: деньги притягивают скандалы и лёгкое чтиво. И вместе они одинаково не любят и не ценят… журналистов, чьи оклады и гонорары сегодня – слёзы. Тем более никто не собирается вкладываться в расследования, аналитику – и они давно исчезли из нашей прессы. Заказа нет и на яркие темы и проекты.
Рядовой журналист готов транслировать казёнными фразами казённую информацию и «тянет» свою лямку, понимая, что иной участи не будет.
Яркие журналисты столицы республики либо ушли из профессии, либо разбрелись по пресс-службам и пишут «крепкие» пресс-релизы, вполне устраивающие экономящих на гонорарах и творчески ленивых редакторов.
Возможно, журналистика умирает объективно: на смену ей приходят пресс-секретари, контент-менеджеры и копирайтеры. В их работе важна одна сторона медали – им не нужны эксперты, сравнения, аналитика, острые вопросы.
Возможно, наша журналистика стала жертвой времени непрофессионалов. Редакторские кресла вдруг практически повально оказались заняты людьми, которые мало читают, сами не пишут, зато обладают повышенной чуткостью к желаниям «в высших эшелонах». И задачи профессии подменяются вопросами личной карьеры.
Это помогает делать издания общественно-значимыми? Нет. Это помогает растить новые кадры классных журналистов? Нет. Эти «нет» – приговор региональной журналистике. Потому что журналист – не блогер, интересный сам по себе и сам себе. Потому что журналист всегда встроен в контекст издания, принимая его позицию и мировоззрение. Но наша пресса, похоже, отказалась от позиции – она летописно и достаточно выборочно фиксирует текущую жизнь.
Тревожит ли это коллег по цеху? Да. А руководство сферой информации? В длительной беседе с замруководителя агентства печати и информации УР разговора об отрасли не получилось. Умной чиновнице тоже скучно читать наши газеты, но она готова делать новую информационную площадку с новыми же кадрами.
«Старые» журналисты (их профессиональные запросы и жизнь, возможности заработка) её не волнуют, как и самочувствие коллективов и качество работы редакций её «подопечных» республиканских газет. Зато она легко дает личный совет: «Хотите самореализовываться – пишите в сетях!» А как зарабатывать? «Как-нибудь».
Вникать в то, что журналисты – тоже социальная группа со своими интересами и пробелами в их защите, руководителю скучно. В её глазах я просто лузер – без должности, без оклада, без протекции. Да ещё с какими-то вопросами. Возможно, она отнесла вопросы журналиста к личной прихоти. В итоге каждый остался «при своей идее»: я – плакать по журналистике, она – ею руководить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Смотрите также:
- «Добыть грант». Что Удмуртия должна принять от молодёжного форума «iВолга»? →
- Режиссёр Вениамин Тронин: «Рабом человек делает себя сам» →
- Удмуртия манит. Это возможно? →