Режиссер Андрей Звягинцев привез свою «Елену» в Ижевск

   
   

Фильм-рентген

Первые 10 минут экран молчит. Только показывает. Зритель заглядывает в чужие окна. И застаёт героев врасплох. Елена - женщина преклонных лет из «простых», её муж Владимир - бизнесмен «на покое». Поздний брак. У обоих дети. Елена окружает своего сына Серёжу и его семью заботой и деньгами. Владимир тоже не оставляет свою дочь - богемную диву Катерину без финансового внимания. Она его вниманием обделяет, но деньгами не брезгует. И всё бы шло, как и прежде, если бы внука Елены не призвали в армию. Бабушка хочет «отмазать» Сашу, и просит у Владимира денег. Финансовый поток  не течёт в нужно русло. Тогда Елена, направляет его сама, устраняет источник - убивает мужа.

Сюжет типичный, не киношный. Из жизни. Только вот не все зрители приняли и поняли его. Вернее, испугались. Чего? Правды. И первый вопрос зрителя режиссёру: «О чём фильм?»

Андрей Звягинцев: - Рассказать о чём фильм, значит, предать его. Фильм рождается в голове зрителя. Разрастается до новых смыслов или, наоборот, погибает. Поэтому вмешиваться в этот контакт между зрителем и экраном не смею.

- Ижевские зрители, пришедшие на ваш фильм, осмелились критиковать автора. Они боятся той реальности, которую видят на экране…

А.З.: - Возможно, в Ижевске живут счастливые люди, которые общаются с такими же людьми, что полны радости и надежд на будущее. Я только могу поаплодировать им. Но это не отменяет того, что есть другая сторона жизни. Мы очень хотим быть хорошими. Мало кто желает встречаться с собой не привлекательным. Рассказать в одном фильме обо всех людях невозможно.

- Так, может, хватит таких людей показывать?

А.З.: - Ну, знаете что, давайте так: смотрите телевизор. Там говорят о тех самых людях. Там дают очень много надежд, там любовь, разочарование и снова найденная любовь. Я вам сейчас 2 примера приведу. Однажды я смотрел телевизор. И понял, что его нужно выключить и выкинуть к чёртовой матери уже давно. Так вот там сюжет был из криминальных новостей. На экране человек 53 лет. Волне себе приличный человек. Таких, как он, я вижу каждый день на остановках и в трамвае. А голос за кадром говорит, что он убил мать из-за 17 кв. м. Я смотрю и глазам своим не могу поверить.

Второй пример: на мониторе в самолёте в сводке новостей увидел такую: «Предпринимательница из Подмосковья заказала своего мужа за 40 тыс. руб.» Вы не знаете такой страны? Вы этого не видели?

Апокалипсис сегодня

«Елена» вышла на большие экраны в 45 странах мира. Завоевала десятки наград. Картина о России оказалась рассказом о человечестве.

- Я ждал реакции на фильм за рубежом. И никто меня не спросил: неужели в России такое положение дел? - говорит Андрей Звягинцев. - Более того, в Греции один человек подошёл и сказал: «У нас всё точно так же». Я надеялся, что эта история универсальная, и нашёл этому подтверждение у зрителей. Боялся одного, что иностранцам будет непонятен момент со взяткой. Но там они знают, что Россия - самая коррупционная страна. Тема апокалипсиса понятна всем. «Елена» - это поле битвы, где внутри человека происходит мистерия. Обрушение нравственных основ. Она просто гибнет, сама того не понимая. Происходят страшные превращения чудного, дивного человека. Золотой телец нас всех подпортил. Мы стали друг другу конкуренты, противники, враги.

- Вы наслаждаетесь жизнью в России?

А.З.: - Там хорошо, где нас нет - это известная формула. Но там, где человек находит самого себя, там ему и хорошо. Я говорю о работе, о призвании. Если человек находит себя, то он может преодолеть злобу, сумятицу, бесправие. Я нашёл.

   
   

- А желания уехать из страны не возникало? 

А.З.: - Я не знаю языков, их надо учить. Я далеко не заглядываю, планирую следующий фильм здесь. Он полнометражный и страшный - «Левиофан». Киевская Русь, 1015 г. Примерный бюджет -15 млн. Я ещё ни разу не пользовался деньгами государства. Думаю, министерство поможет с финансами. Если не дадут, будем искать. Мы уже нашли натуру. В августе начнём работу. Надеюсь, что закончим её весной 2014 г.

Соавтор из зала

- Елена - человек верующий. Она не просто верит, но и Библию читает. А вы сами как к религии относитесь?

А.З.: - Согласитесь, такие вопросы не задают. Это интимный разговор. Кого-то религией можно напугать, а кого-то привлечь. Что касается Елены, в одном эпизоде она приходит в храм, чтобы поставить свечку за здравие мужа, который попал в больницу. Она делает это искренне. Но, на мой взгляд, это тот самый языческий путь, которым идёт огромное количество людей. Они думают, что можно поставить свечку и получить пилюлю, таблетку от головной боли. Просьба будет услышана и исполнена. Так потребители относятся  к Богу.

- С какими чувствами должен уходить зритель после просмотра вашего фильма?

А.З.: - Этот вопрос из разряда «о чём фильм». Фильма нет, его не существует. Пока зрителя нет, картины нет. Зритель - соавтор. Как хорошие, так и плохие чувства в нём может родить кино - это неизбежно. На этот счёт у меня нет никаких ожиданий. Сделан фильм и точка. Дальше уже ваша работа. Будьте коллегами.

Смотрите также: