В Ижевске есть специальное место - так называемая сухая снегосвалка. Именно туда должны свозить весь снег со всего города. Но на деле туда не доезжает даже половина самосвалов...
Станция таяния
- Наш полигон занимает площадь в 6 га и рассчитан на 250 тыс. тонн снега, - рассказывает Денис Пермяков, заместитель директора Дорожного ремонтно-эксплуатационного управления. - Снегосвалка - единственное официальное место для складирования снега. Это значит, что сюда должны свозить снег со всего города.
Принцип работы сухой снегосвалки прост: «КамАЗы» привозят снег на отведённый участок, после чего бульдозеры равномерно распределяют его по всей территории. Весной и летом снег тает естественным путём. Благодаря обваловке, растаявший снег, перемешанный с противогололёдным реагентом, не проникает за территорию хранилища. Талая вода просто впитывается в землю, которая, в свою очередь, выполняет роль естественного фильтра, а затем уже попадает в подземные воды и далее - в реку Иж. Два раза в год проводится мониторинг подземных вод и проверяется, не наносит ли деятельность предприятия вреда экологии. Сейчас все показатели в норме.
Ищут, где дешевле
На единственную в городе снегосвалку тем временем направляются только 30-40% гружёных снегом «КамАЗов». Куда же попадает весь остальной снег?
- Тот снег, который поступает к нам, в основном, привозится с центральных улиц города. С придомовыми территориями мы напрямую не имеем. Чтобы воспользоваться нашими услугами, управляющие компании должны заключить с нами договор, - говорит Денис Пермяков. - Однако есть множество нелегальных «частников», которые предоставляют более дешевые услуги по складированию снега.
Дешевизна становится решающим фактором для «мелких» управляющих компаний, которые, как правило, экономят каждую копейку. За незаконное складирование снега, равно как и за пользование услугами нелегальных снегосвалок, предусмотрены штрафы. Однако это никого не останавливает. Только некоторые «солидные» конторы везут снежные отходы на легальный снегоприёмный пункт.
В некоторых крупных городах работают снегоплавильные установки и целые снегоплавильные заводы. Однако для современных методов утилизации снега необходима подходящая канализация, т.к. все отходы сливаются именно туда. В условиях Ижевска такая техника работать не сможет, как минимум потому, что ижевская канализация не способна вместить в себя такое количество влаги, да и стоки с песчано-соляной смесью в канализацию сливать нельзя.
Сейчас в Ижевске разработан проект по организации на снегоприёмном пункте «снеготаялки» и очистных сооружений. Однако проект этот далеко не дешёвый. Когда на него «раскошелятся» власти - неизвестно.
Стоит обратить внимание ещё на одно обстоятельство: сейчас для того, чтобы довезти снег до городского снегохранилища с противоположного конца города, нужно преодолеть расстояние в 17-18 км. Может быть, целесообразнее было бы организовать несколько официальных снегосвалок в разных районах столицы республики?