Жители Ижевска регулярно жалуются на работу общественного транспорта: интервал между автобусами становится дольше, транспорт приходит переполненный настолько, что попасть в салон с первого раза могут только самые шустрые счастливчики. Перевозчиков за транспортный коллапс штрафуют, но кардинально ситуация не меняется.
Тысячи недовольных
«Просим вас решить проблему с транспортом в Ижевске. Автобусы ходят раз в час. Особенно с утра, когда все едут на работу. Люди стоят по часу на остановках, а автобусы так и не приходят, все опаздывают каждый божий день! Цены за проезд поднимают, а в итоге картина с транспортом становится всё хуже и хуже. Скоро в Удмуртию придут морозы, на остановках по часу стоять жутко холодно», – обратилась ижевчанка Аниса Н. в Центр управления регионом.
С начала года здесь приняли более двух тысяч подобных нареканий по работе общественного транспорта в Ижевске. ИПОПАТ учитывает мнение пассажиров и вносит корректировки. Например, в компании сообщили, что благодаря сигналам от жителей города в этом году для автобусного маршрута № 79 обновили расписание рейсов, маршрут № 27 продлили до микрорайона Радужного Ленинского района. В прошлом году в микрорайоне Город оружейников и ЖК «Ежевика» появилась транспортная остановка, маршрут автобуса № 26 продлили до ЖК «Город оружейников».
При этом перевозчик признаётся, что самая важная проблема – это нехватка водителей и кондукторов. И если дефицит последних довольно успешно решают установкой валидаторов, то с водителями всё сложнее.
По данным ИПОПАТ, сейчас в компании не хватает 230 водителей для бесперебойной работы. С такой проблемой столкнулись не только в Ижевске, но и в других городах и районах республики.
Нервно и непрестижно
Салоны автобусов пестрят объявлениями о найме. Соискателям обещают зарплату около 100 тыс. руб., обучение на категорию D за счёт компании, подъёмные и льготный стаж. Но водители туда не спешат, а наоборот - увольняются. Почему?
Основной причиной увольнений водителей общественного транспорта, по мнению экспертов, является несоответствие уровня зарплаты условиям труда. Это приводит к тому, что сотрудники переходят в другие организации, выбирают работу на оборонных предприятиях, переезжают в другие регионы или отправляются в зону специальной военной операции.
«Все транспортные компании сегодня находятся в сложном положении: растут налоги, стоимость топлива увеличивается, а цены на импортные и отечественные запчасти выросли почти вдвое. При этом требования к перевозчикам становятся всё более строгими. Государство обязывает их использовать современный транспорт, оснащённый навигационным оборудованием, камерами видеонаблюдения и другими устройствами. Это увеличивает нагрузку на предпринимателей, а компенсации за перевозку льготников не покрывают дополнительные расходы. Кроме того, сроки некоторых контрактов на обслуживание маршрутов не позволяют компаниям приобретать транспорт по льготным условиям лизинга. Ещё одной проблемой является имидж профессии водителя. Молодым людям она не кажется привлекательной. Средний возраст водителей автобусов приближается к пятидесяти годам. Несмотря на то, что заработная плата водителей общественного транспорта в Ижевске находится на среднем уровне, молодёжь не хочет работать в таком темпе и в условиях постоянного стресса. Попробуй без опозданий в час пик доехать до Завьялово. Это сплошная нервотрёпка. Тут же многочисленные жалобы пассажиров. Но автобус же не вертолёт! Нужны выделенные полосы, расширение дорог, решить вопрос с трафиком. Диалога власти с перевозчиками по этим проблемам я пока не вижу», – рассказывает председатель Общественного совета при Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Удмуртии Наиль Зиятдинов.
По мнению эксперта, власти зря не задумываются о продлении трамвайных маршрутов. Город быстро застраивается новыми микрорайонами, а конечные остановки электротранспорта остаются на месте. Хотя дороги позволяют расширить сеть в районе ул. Автозаводской и на ул. Гагарина. К тому же это облегчит жизнь и автобусному сообщению.