На изменение мира в лучшу сторону способен каждый человек, ребёнок в том числе, уверена Елена Дубник, педагог-организатор ижевской гимназии № 24. Выпускница Глазовского пединститута в школу не собиралась, работала в фитнес-центре, но тут в её жизни чудесным образом возник детский центр «Орлёнок» — так судьба повернула Елену Максимовну к детям.
«Ты можешь, поверь»
— С 2008 по 2011 годы я работала воспитателем в сменах детского лагеря «Солнечный» центра «Орлёнок». И поняла, что дети — это моё. В 2010 году я по объявлению пришла в гимназию на ставку учителя английского языка, но мне предложили стать педагогом-организатором. Если вычесть три «декретных» года, то моя жизнь пока отдана школе.
— «Орлёнок» называют лабораторией педагогического сотрудничества. Как там предлагают воспитывать детей?
— Я поехала во Всероссийский детский центр, не имея о нём никакого представления. И меня сразу поразила его атмосфера: там каждый ребёнок важен и способен что-то сделать. Как педагог и родитель я понимаю: мы очень часто ограничиваем детей тем, что говорим им, что они чего-то не могут в силу возраста. В «Орлёнке» позиция другая: ты можешь! Ты хочешь? Иди и делай — если тебе нужна помощь, обращайся, поможем.
Лагерная жизнь интенсивна, и ты успеваешь прожить за 21 день разные роли и события. Ты, если хочешь, можешь стать инициатором, организатором, участником — дети раскрываются за счёт такой свободы и возможностей. А дома им часто говорят: «Вы ничего не можете — ещё маленькие». Дети к этому привыкают. Сейчас я веду проектирование в 5-х классов, и ученики спрашивают: «А что мы можем сделать?» И оказывается, они могут увидеть и описать проблему, и что-то сделать по её решению. Осознание этого означает ситуацию успеха для ребёнка.
В «Орлёнке» эту ситуацию проживают практически все. Поэтому там для детей часто становятся открытием их собственные способности. Дети возвращаются окрылённые.
Воспитание в школе
— Я не настолько самонадеянна, чтобы утверждать, что «воспитываю детей». Просто у меня есть позиция в жизни. Мы привыкли ругать происходящее вокруг, но нам сложно что-то сделать, чтобы это изменить. Кто-то считает, что это невозможно, кто-то из-за трудностей не хочет этим заниматься, а кому-то просто наплевать. Мне же кажется, что я могу поменять что-то вокруг себя. В школе, работая с детьми, ты и в них многое меняешь. Ты делишься своим мировоззрением, отдаёшь им свою энергию, а дети уходят и после гимназии находят себя в совершенно разных сферах. И вдруг оказывается, что если ты действительно в них вложил эту свою неспокойность, это желание улучшить что-то вокруг себя, то они это транслируют дальше. Это здорово.
— Детям нравятся неспокойные взрослые?
— Видимо, да. Им нравятся взрослые, которые способны что-то реально делать.
— Круг ребят, с которыми вы работаете, широк?
— Это актив в 10–15 человек из средней и старшей школы, на которых я могу во всём рассчитывать, и с которыми мы делаем ученическое самоуправление — они приходят сюда через общественные объединения. У нас каждый класс входит в какое-то объединение: есть движение «Юность», волонтёрский отряд «Мы», правовой отряд «Кодекс 24», отряд юных инспекторов дорожного движения «Движок». Движение «Росы» занимается русской культурой, работают «Хранители времени» (музейщики), скауты, в этом году два класса вошли в Российское движение школьников. И всех их объединяет ученическое самоуправление — наш Детский Парламент.
— Администрация слышит ученическое самоуправление?
— В нашем случае, да. С нами согласовывают все локальные акты, которые утверждаются в гимназии. На заседании детям рассказывают, что им это даёт. Предложения ребят внимательно выслушиваются, вносятся в локальные акты. Так, в прошлом году мы утверждали изменения в локальных актах по структуре нашего парламента. Он регламентирует нашу деятельность, и мы практически полностью писали его сами — штабом Детского Парламента. Мы его потом отправили на конкурс ученического самоуправления.
— Заседания, регламенты, акты… Нет опасности вырастить бюрократа?
— Мне кажется, бюрократа сейчас по большей части воспитывает система — она ведёт к тому, что мы всё делаем за бумажку: грамоту, сертификат в портфолио. Даже в «Орлёнке» переходят на систему отбора по портфолио, характеристикам и так далее. Моя задача педагога-организатора другая — научить детей задавать вопрос: что моя работа даст мне, кроме бумажки? Какие умения, какой результат?
— Чем можно мотивировать ребёнка кроме грамот?
— Исключительно интересом. У каждого школьника есть свой интерес: спортивный, творческий, учебный, амбициозный, возможно. Если ты поддерживаешь в ребёнке его пристрастия — это главный залог успеха. Но мне проще: я работаю с детьми, у которых есть личная мотивация — как правило, это не бумажка. И большая часть их возмущается: почему мы должны собрать кипу бумаг, чтобы доказать, что мы что-то можем? Попросите нас — мы проведём, сделаем, расскажем, докажем, что толковые.
Роль объединений
— Их разнообразие даёт детям выбор. Мы ничего не спускаем сверху. В начале учебного года у нас проходит фестиваль общественных объединений и движений. На площадке перед школой каждое из них делает свой стенд и в яркой творческой форме рассказывает, чем занимается, что предлагает интересного. Каждый ученик выбирает своё направление. Основная масса мероприятий делается самими детьми. Это, конечно, развивает: когда ты участвуешь в самых разных проектах и как организатор, и как участник, ты получаешь больше.
— Кипучую жизнь вы сами организуете в школе, а за её переделами для вас есть ресурсы и возможности?
— Это мы обсуждали со специалистами Республиканского центра развития молодёжного и детского движения и коллегами на конкурсе ученического самоуправления. Мне кажется, взаимодействия недостаточно: каждое движение варится в своём соку.
У нас есть дети, которые сразу находятся и в движениях, и в Детском Парламенте — у них шире и поле деятельности, и информация. Но есть ребята, которые занимаются только школьным самоуправлением, — это президенты классов. Они ходят на совещания, занимаются серьёзными вещами, но возможностей, мне кажется, для них мало. Иногда мы узнаём замечательные вещи: так, в Завьяловском районе проходит форум по детскому самоуправлению — это обмен опытом, общение, обучение. На уровне города этого не хватает.
Конечно, в рамках работы нашего Детского Парламента в течение года запланировано несколько мастер-классов: по общению, по социальному проектированию, тайм-менеджменту — это знания и умения, которые пригодятся и после школы. Но мы готовы выйти и на другие площадки: может быть, нам и там что-то расскажут.
Гимназия стала городской инновационной площадкой по разработке модели взаимодействия школ и детских общественных объединений в развитии детского движения. Проект классный. Но при разборе мероприятий оказывается, что они составлены с учетом интересов взрослых. Что от этого получат дети? — вопрос второго плана. А нам нужно работать именно с детьми, не ради галочки. Почему бы не появиться городскому детскому парламенту с задачами взаимодействия со школьным самоуправлением? Так мы бы растили кадры, способные разбираться и понимать, куда и зачем идти.
Качества и ценности
— Если слушать вас, то наши дети — не равнодушные, не погружённые в гаджеты пофигисты?
— Мои активисты, конечно, не такие. А вот в пятых классах «скучные» ребята встречаются, и приходится их прямо выцарапывать из зоны отчуждения. Но тут опять же помогает интерес. Если они заинтересуются чем-то, пусть случайно (а в школе для этого есть возможности), то глаза загорятся, и они начнут всюду и с удовольствием участвовать.
— Какими качествами, по-вашему, должен обладать подрастающий человек?
— Наш мир постоянно меняется и растёт: то, что было актуально буквально 10 минут назад, уже остаётся позади. И, на мой взгляд, первое и главное качество человека, живущего в таких условиях, — это адаптивность. Он должен быть готов к любым изменениям. Он должен реагировать на то, что происходит вокруг. Но при этом оставаться со своим внутренним стержнем — человеком, у которого есть ценности и способность действовать.
— А когда успевают сложиться базовые ценности?
— Большей частью, мне кажется, они идут из семьи и складываются с раннего детства.
Гимн работе
— Работать в школе интересно?
— Очень. Я точно могу сказать, что люблю нашу гимназию. Мне здесь комфортно, нравится коллектив, люблю здешних детей. Не секрет, что после декрета молодые учителя могут и не вернуться в свою школу. И мне поступали разные предложения. Но пока я не вижу себя в другом месте. Друзья говорят, что без школы мне будет скучно, что здесь я расту с каждым годом. Дети — это просто огромный пласт ресурсов для взрослого. Но он получает их только при условии, что сначала сам отдаёт детям и вкладывается в них.