aif.ru counter
747

Педагог-организатор. Как изменить мир к лучшему?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. «Аргументы и Факты в Удмуртии» 18/01/2017
Елена Дубник и её актив — ребята, которым всё интересно.
Елена Дубник и её актив — ребята, которым всё интересно. © / Юлия Ардашева / Аиф-Удмуртия

На изменение мира в лучшу сторону способен каждый человек, ребёнок в том числе, уверена Елена Дубник, педагог-организатор ижевской гимназии № 24. Выпускница Глазовского пединститута в школу не собиралась, работала в фитнес-центре, но тут в её жизни чудесным образом возник детский центр «Орлёнок» — так судьба повернула Елену Максимовну к детям.

«Ты можешь, поверь» 

 С 2008 по 2011 годы я работала воспитателем в сменах детского лагеря «Солнечный» центра «Орлёнок». И поняла, что дети  это моё. В 2010 году я по объявлению пришла в гимназию на ставку учителя английского языка, но мне предложили стать педагогом-организатором. Если вычесть три «декретных» года, то моя жизнь пока отдана школе.
 «Орлёнок» называют лабораторией педагогического сотрудничества. Как там предлагают воспитывать детей?

 Я поехала во Всероссийский детский центр, не имея о нём никакого представления. И меня сразу поразила его атмосфера: там каждый ребёнок важен и способен что-то сделать. Как педагог и родитель я понимаю: мы очень часто ограничиваем детей тем, что говорим им, что они чего-то не могут в силу возраста. В «Орлёнке» позиция другая: ты можешь! Ты хочешь? Иди и делай  если тебе нужна помощь, обращайся, поможем.

Досье АиФ
Елена Дубник родилась в Ярском районе Удмуртии, закончила Глазовский пединститут по специальности «иностранные языки». Семья — муж и маленький ребёнок — поддерживают её педагогическую деятельность.

Лагерная жизнь интенсивна, и ты успеваешь прожить за 21 день разные роли и события. Ты, если хочешь, можешь стать инициатором, организатором, участником  дети раскрываются за счёт такой свободы и возможностей. А дома им часто говорят: «Вы ничего не можете  ещё маленькие». Дети к этому привыкают. Сейчас я веду проектирование в 5-х классов, и ученики спрашивают: «А что мы можем сделать?» И оказывается, они могут увидеть и описать проблему, и что-то сделать по её решению. Осознание этого означает ситуацию успеха для ребёнка. 

В «Орлёнке» эту ситуацию проживают практически все. Поэтому там для детей часто становятся открытием их собственные способности. Дети возвращаются окрылённые. 

Воспитание в школе

Я не настолько самонадеянна, чтобы утверждать, что «воспитываю детей». Просто у меня есть позиция в жизни. Мы привыкли ругать происходящее вокруг, но нам сложно что-то сделать, чтобы это изменить. Кто-то считает, что это невозможно, кто-то из-за трудностей не хочет этим заниматься, а кому-то просто наплевать. Мне же кажется, что я могу поменять что-то вокруг себя. В школе, работая с детьми, ты и в них многое меняешь. Ты делишься своим мировоззрением, отдаёшь им свою энергию, а дети уходят и после гимназии находят себя в совершенно разных сферах. И вдруг оказывается, что если ты действительно в них вложил эту свою неспокойность, это желание улучшить что-то вокруг себя, то они это транслируют дальше. Это здорово.

 Детям нравятся неспокойные взрослые?

 Видимо, да. Им нравятся взрослые, которые способны что-то реально делать. 

 Круг ребят, с которыми вы работаете, широк?

 Это актив в 10–15 человек из средней и старшей школы, на которых я могу во всём рассчитывать, и с которыми мы делаем ученическое самоуправление  они приходят сюда через общественные объединения. У нас каждый класс входит в какое-то объединение: есть движение «Юность», волонтёрский отряд «Мы», правовой отряд «Кодекс 24», отряд юных инспекторов дорожного движения «Движок». Движение «Росы» занимается русской культурой, работают «Хранители времени» (музейщики), скауты, в этом году два класса вошли в Российское движение школьников. И всех их объединяет ученическое самоуправление — наш Детский Парламент. 

Школьники — такие школьники.
Школьники — такие школьники. Фото: Аиф-Удмуртия/ Юлия Ардашева

 Администрация слышит ученическое самоуправление?

 В нашем случае, да. С нами согласовывают все локальные акты, которые утверждаются в гимназии. На заседании детям рассказывают, что им это даёт. Предложения ребят внимательно выслушиваются, вносятся в локальные акты. Так, в прошлом году мы утверждали изменения в локальных актах по структуре нашего парламента. Он регламентирует нашу деятельность, и мы практически полностью писали его сами штабом Детского Парламента. Мы его потом отправили на конкурс ученического самоуправления. 

 Заседания, регламенты, акты… Нет опасности вырастить бюрократа?

 Мне кажется, бюрократа сейчас по большей части воспитывает система  она ведёт к тому, что мы всё делаем за бумажку: грамоту, сертификат в портфолио. Даже в «Орлёнке» переходят на систему отбора по портфолио, характеристикам и так далее. Моя задача педагога-организатора другая  научить детей задавать вопрос: что моя работа даст мне, кроме бумажки? Какие умения, какой результат? 

 Чем можно мотивировать ребёнка кроме грамот?

 Исключительно интересом. У каждого школьника есть свой интерес: спортивный, творческий, учебный, амбициозный, возможно. Если ты поддерживаешь в ребёнке его пристрастия  это главный залог успеха. Но мне проще: я работаю с детьми, у которых есть личная мотивация  как правило, это не бумажка. И большая часть их возмущается: почему мы должны собрать кипу бумаг, чтобы доказать, что мы что-то можем? Попросите нас  мы проведём, сделаем, расскажем, докажем, что толковые. 

Роль объединений

Их разнообразие даёт детям выбор. Мы ничего не спускаем сверху. В начале учебного года у нас проходит фестиваль общественных объединений и движений. На площадке перед школой каждое из них делает свой стенд и в яркой творческой форме рассказывает, чем занимается, что предлагает интересного. Каждый ученик выбирает своё направление. Основная масса мероприятий делается самими детьми. Это, конечно, развивает: когда ты участвуешь в самых разных проектах и как организатор, и как участник, ты получаешь больше. 

 Кипучую жизнь вы сами организуете в школе, а за её переделами для вас есть ресурсы и возможности?

 Это мы обсуждали со специалистами Республиканского центра развития молодёжного и детского движения и коллегами на конкурсе ученического самоуправления. Мне кажется, взаимодействия недостаточно: каждое движение варится в своём соку. 

У нас есть дети, которые сразу находятся и в движениях, и в Детском Парламенте  у них шире и поле деятельности, и информация. Но есть ребята, которые занимаются только школьным самоуправлением,  это президенты классов. Они ходят на совещания, занимаются серьёзными вещами, но возможностей, мне кажется, для них мало. Иногда мы узнаём замечательные вещи: так, в Завьяловском районе проходит форум по детскому самоуправлению  это обмен опытом, общение, обучение. На уровне города этого не хватает.

Конечно, в рамках работы нашего Детского Парламента в течение года запланировано несколько мастер-классов: по общению, по социальному проектированию, тайм-менеджменту  это знания и умения, которые пригодятся и после школы. Но мы готовы выйти и на другие площадки: может быть, нам и там что-то расскажут. 

Учиться должно не ради грамот.
Учиться должно не ради грамот. Фото: Аиф-Удмуртия/ Юлия Ардашева

Гимназия стала городской инновационной площадкой по разработке модели взаимодействия школ и детских общественных объединений в развитии детского движения. Проект классный. Но при разборе мероприятий оказывается, что они составлены с учетом интересов взрослых. Что от этого получат дети?  вопрос второго плана. А нам нужно работать именно с детьми, не ради галочки. Почему бы не появиться городскому детскому парламенту с задачами взаимодействия со школьным самоуправлением? Так мы бы растили кадры, способные разбираться и понимать, куда и зачем идти.

Качества и ценности

 Если слушать вас, то наши дети  не равнодушные, не погружённые в гаджеты пофигисты?

 Мои активисты, конечно, не такие. А вот в пятых классах «скучные» ребята встречаются, и приходится их прямо выцарапывать из зоны отчуждения. Но тут опять же помогает интерес. Если они заинтересуются чем-то, пусть случайно (а в школе для этого есть возможности), то глаза загорятся, и они начнут всюду и с удовольствием участвовать.

 Какими качествами, по-вашему, должен обладать подрастающий человек?

 Наш мир постоянно меняется и растёт: то, что было актуально буквально 10 минут назад, уже остаётся позади. И, на мой взгляд, первое и главное качество человека, живущего в таких условиях,  это адаптивность. Он должен быть готов к любым изменениям. Он должен реагировать на то, что происходит вокруг. Но при этом оставаться со своим внутренним стержнем  человеком, у которого есть ценности и способность действовать.

 А когда успевают сложиться базовые ценности?

 Большей частью, мне кажется, они идут из семьи и складываются с раннего детства. 

Гимн работе

 Работать в школе интересно?

 Очень. Я точно могу сказать, что люблю нашу гимназию. Мне здесь комфортно, нравится коллектив, люблю здешних детей. Не секрет, что после декрета молодые учителя могут и не вернуться в свою школу. И мне поступали разные предложения. Но пока я не вижу себя в другом месте. Друзья говорят, что без школы мне будет скучно, что здесь я расту с каждым годом. Дети  это просто огромный пласт ресурсов для взрослого. Но он получает их только при условии, что сначала сам отдаёт детям и вкладывается в них. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах