С 1 июня в Удмуртии, как впрочем, и в других регионах страны начали действовать новые нормативы потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды — на электроэнергию, холодную и горячую воду и водоотведение, причем везде свои. Обновленные платежки жители получат уже в июле.
Ниже норматива
По словам председателя Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР», координатора проекта «Школа грамотного потребителя» в УР Александра Евсеева, эта мера должна решить проблему «непрозрачных» квитанций, когда жильцы платят за перерасход тепла, воды и электричества, которые идут на содержание лифтов, лестниц, подъездов, подвалов, чердаков и придомовых территорий. Управляющая компания не вправе выставлять жильцам счёт, который превышает норматив, даже если по счётчику «накапало» и «накрутило» значительно больше.
Расход воды для мест общего пользования — 0,041 куб.м на 1 кв.м.
При этом он подчеркнул, что все принятые в Удмуртии нормативы на ОДН значительно ниже ранее действующих. Снижение достигает, в зависимости от категории дома, от 20-30 процентов до 3-4 раз. Так, если раньше нормативы по электроэнергии были установлены для трёх категорий домов и составляли от 2,75 до 6,88 кВт/ч в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, то сейчас — для 32 категорий (от 0,65 до 4,41 кВт/ч).
Прежний норматив на холодную и горячую воду был единым (0,041 куб.м на 1 кв.м. мест общего пользования в месяц), нынешний же дифференцирован по 13 категориям домов (от 0,024 до 0,033 куб. метра на 1 кв. м мест общего пользования в месяц).
«Введение сниженных нормативов на коммунальные услуги и ресурсы на ОДН соответствует интересам потребителей услуг ЖКХ, это одна из необходимых мер для того, чтобы сумма платы за них была приближена к реальному потреблению. Теперь, нужно сделать следующий шаг — на уровне Госдумы России утвердить решение о приоритете показаний общедомовых приборов учёта над нормативами», — сказал Александр Евсеев.
Сейчас законопроект о порядке расчёта коммунальных ресурсов на общедомовые нужды по приборам учета готовится ко второму чтению в Госдуме РФ.
«Если собственники совместно с управляющей организацией занимаются энергосбережением, выстраивают качественный учёт ресурса путем одномоментного снятия показаний всех приборов учёта в доме, выявляют воровство ресурса и несанкционированные подключения, то это позволяет получить объём ОДН даже меньше, чем это выходит по нормативу. Сейчас, чтобы начисление производилось «по факту», собственники должны принять соответствующее решение общего собрания», — подчеркнул Александр Евсеев.
Реальный расход воды
Кроме того, Минстрой РФ выступил с инициативой исключить водоотведение из общедомовых нужд, так как невозможно измерить реальный объём расхода воды, необходимого для содержания общего имущества: кто-то использует воду для полива, кто-то — для мытья тротуаров, и автоматом эту воду засчитывать, как стоки, нельзя.
Одновременно с этим Минстрой поручил госжилинспекциям следить за применением новых нормативов на ОДН в регионах.
Как пояснил начальник Госжилинспекции УР, Главный государственный жилищный инспектор УР Марат Исмагилов, ОДН с нового года стали рассчитывать по сложной формуле. В ней учитываются площади нежилых помещений и мест общего пользования, а также — в первую очередь — нормативы. В феврале граждане получили платёжки и ужаснулись. Расходы на ОДН выросли в 2-3 раза.
Почему это произошло? Во-первых, это завышенные нормативы. Вторым фактором стали недобросовестные управляющие компании. Они при расчёте платы за ОДН учли площади чердаков и подвалов, которые никогда в жизни не освещались и не мылись.
«Смысл вводимых новшеств в том, чтобы стимулировать управляющие компании к внедрению в многоквартирных домах энергосберегающих технологий и мотивировать их к экономии ресурсов», — резюмировал Марат Исмагилов. И, соответственно, чтобы ни у кого не было соблазна за счет ОДН покрыть свои небалансы. Поэтому органы госжилнадзора будут следить за тем, чтобы начисления за общедомовые нужды не превышали установленных нормативов, реагируя на жалобы и обращения граждан.