В Удмуртии провели мониторинг опасных школьных маршрутов. За три недели родители подали 130 жалоб на опасные дороги. Больше всего нареканий поступило от жителей Ижевска, Можги, Сарапула, а также п. Кез и Балезино. Активисты Общероссийского народного фронта вместе с директорами школ и представителями администрации прошли по опасным маршрутам.
В чём опасность?
Больше всего опасений у ижевских мам и пап вызывают маршруты к школам № 9 и № 56. Несмотря на то, что школа № 56 расположена практически в центре города, учащиеся, проживающие на ул. Шишкина, Репина, Авангардной, идут на уроки вдоль зарослей деревьев Берёзовой рощи. Тротуар на пути в школу требует ремонта и установки ограждений по всей длине, а также здесь нужно дополнительное освещение. Родители жалуются на опасные навалы из бетонных плит, заброшенные и открытые канализационные ямы, люки, на колючую проволоку (пешеходная дорожка проходит рядом с исправительной колонией).
Не менее опасен путь и для учащихся ижевской школы № 9, проживающих в районе Металлург. Так считают ижевчане. Дети идут в учебное заведение через лес, где много валежника. Даже непрофессионалу видно, что многие деревья в аварийном состоянии, а некоторые из них нависают над дорожкой, представляя реальную угрозу. Опасны для детей неогороженные высоковольтные столбы, а также заброшенное здание бывшего Дома природы.
Кто предотвратит беду?
Жители Можги в течение трёх лет обращаются к местной администрации с просьбой вырубить кустарники на пути к школе № 6 и заменить освещение. По дороге к этой школе расположен заросший кустарником пустырь, где находятся заброшенные здания. А единственная пешеходная дорожка пришла в негодность: грязь, частично отсутствуют тротуары, недостаточное освещение, нет дорожных знаков и разметки в местах пешеходных переходов, а также на пути открытый канализационный люк. Дело дошло до того, что дети боятся ходить в школу. Поэтому среди учащихся существует правило ходить на учёбу и обратно только группами. Родители в тёмное время суток с фонарями встречают детей с дополнительных занятий.
Вторая опасная точка в городе – дорога от остановки общественного транспорта «Заречная». Здесь нет пешеходного перехода, нет дорожных знаков и дорожной разметки. Чтобы перейти дорогу, детям приходится подолгу пропускать машины или перебегать перед транспортом.
Третий опасный маршрут расположен в Вишурском микрорайоне города. Школьники идут в школу через федеральную трассу М7, но ближайший пешеходный переход расположен в километре от них. А для жителей улицы Ижевской в мкр. Вишурском он установлен в двух километрах.
Жители Авторемзаводского микрорайона пожаловались на дорогу, ведущую школьников через полуразрушенные гаражи, где также нет ни тротуара, ни нормального освещения.
«По пути к школе ребёнок также может столкнуться с другими моментами, которые могут нанести вред жизни и здоровью: это стаи беспризорных собак, открытые канализационные люки, неосвещённые переулки, ветхие промышленные конструкции, гаражи, заброшенные стройки и прочее. Все мы, родители, волнуемся за детей, – рассказывает житель Можги Сергей Лагин. – Только после рейда активистов администрация начала что-то делать. Хотя эти проблемы существовали давно. Сейчас доделывают пешеходный переход через трассу М7, кое-где заменили лампы уличного освещения. Но в целом проблема по городу остаётся».
Отдельный вопрос – опасная дорога через железнодорожные пути. В особенности это характерно для Можги, Сарапула, Глазова, Балезино и Кеза.
«В п. Кез маршрут детей до школы № 2 и обратно лежит либо по федеральной трассе, либо через железнодорожные пути, – рассказывает местная жительница Анастасия Серебренникова. – Там нет специально оборудованных переходов, и путь лежит через лесной массив. Необходимо установить двусторонние ограждения вдоль железнодорожных путей, где проходят школьные маршруты».
Предотвратить беду и обезопасить детей не только в стенах школы, но и на пути к ней – задача взрослых: властей всех уровней, ответственных ведомств, прокуратуры, полиции, школы, родительских комитетов, общественников, волонтёрских организаций. Последние могут только рекомендовать муниципалитетам исправить недочёты. Прислушаются ли руководители администраций на сей раз?