10 сентября заслуженный деятель науки Удмуртии Альберт Разин вышел на одиночный пикет к зданию Госсовета Удмуртии. В руках он держал плакат со стихами Расула Гамзатова о родном языке. Учёный выступал за то, чтобы дети учили родной язык и не забывали его, обращался к депутатам с просьбой обратить внимание на проблему сохранения удмуртского языка. К сожалению, акция закончилась трагедией – Альберт Разин нанёс себе ожоги и скончался.
После пикета президент Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» Татьяна Ишматова написала в соцсетях, что позиция Альберта Алексеевича по развитию родного языка и культуры удмуртского этноса была бескомпромиссной, порой доходящей до радикализма. О том, действительно ли удмуртскому языку грозит вымирание - в статье «АиФ-Удмуртия».
Оборванная песня
По словам главы региона, сейчас в 282 образовательных учреждениях работают программы дошкольного образования с изучением родных языков. В них задействованы более 10 тыс. малышей. За последние два года выросло число учеников, изучающих удмуртский язык в школах.
Можно ли говорить о том, что сохранение родного языка коренного населения Удмуртии стоит под угрозой?
«Снижение интереса к родному языку у удмуртов прослеживалось ещё в середине прошлого века, – считает почётный гражданин Вавожского района, заслуженный учитель школы УАССР, основатель музея Кузебая Герда Анатолий Егоров. – Думаю, что началось это после сталинских репрессий в адрес лидеров удмуртского национального движения. В моей деревне Докъя, которую родной считал и Кузебай Герд, русских и удмуртов было приблизительно одинаковое количество. Все понимали два языка, но в русских семьях разговаривали на русском, а в удмуртских – на удмуртском. В годы Великой Отечественной войны собирались в нашей избе солдатки. Измученные ожиданием вестей с фронта и непосильной работой в тылу, они искали утешение в песне. Как только мелодия обретала крылья, кто-нибудь обрывал её: «Тише, это песня Герда. Услышат». А потом вернулись с фронта уцелевшие мужчины. Они все разговаривали на русском. Удмурты-фронтовики будто забыли родную речь. Так в удмуртских семьях стал исчезать родной язык».
Стыд и гордость
«Изучение удмуртского языка в школе по выбору было уже в послевоенные годы, – продолжает Анатолий Максимович. – Родители-удмурты преимущественно записывали детей в классы, где родной язык не входил в программу. Они считали, что в будущем удмуртский их детям не пригодится. Некоторые удмурты стыдились своей принадлежности к малому народу. Изменить это помогла государственная национальная политика, которая началась в середине восьмидесятых гоов. Были реабилитированы Трофим Борисов, Григорий Чайников, Лина Векшина, образовались национальные организации. На волне возрождения национального самосознания удмуртов и возродилась наша деревушка. И музей при школе в д. Гурезь-Пудга в его честь открылся. Сейчас быть удмуртом, носить национальную одежду и разговаривать на родном языке не стыдно».
В постперестроечные годы возобновились связи жителей Удмуртии и удмуртов, её покинувших. Тогда местное население узнало, что в удмуртских деревнях Татарстана, Башкортостана, Сибири, где удмуртов не коснулись сталинские репрессии по национальной принадлежности, удмурты не стыдились своего языка никогда. Они одевались в национальные костюмы, справляли национальные обряды.
Закон не работает
Кандидат филологических наук, активист движения «Удмурт кенеш» Татьяна Кибардина:
«Много надежд связывали активисты удмуртского национального движения с Законом УР «О языках». Он регламентирует два государственных языка на территории Удмуртии, но не работает. Препятствий для изучения родного языка у удмуртов нет. Обязанности – тоже. Хочет родитель, чтобы его ребёнок знал удмуртский, – детсад и школа научат. При этом никто у родителей не спрашивает желания на изучение второго иностранного языка. Он обязателен. Недальновидные родители думают, что удмуртский усложнит обучение их ребёнка. Поэтому и отказываются от предмета. А политики говорят, что дело в самих удмуртах – они не желают изучать родной язык. Но радует, что в удмуртской молодёжной среде сформировался творческий актив. Молодые поэты, музыканты, художники, модельеры черпают идеи из национальной культуры. Их творчество гармонично интегрируется в современную мировую культуру. Так творческая молодёжь восполняет то, что упустили политики».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть