Другие времена
Оксана Лукинская, «АиФ-Удмуртия»: - Татьяна Валентиновна, как правило, профессию педагога выбирают те люди, у которых в детстве был хороший пример перед глазами: учительница, которая привила особую любовь к своему предмету, родители, которые всю жизнь проработали в школе… А как получилось в вашей жизни? Почему выбрали эту профессию?
Татьяна Поздеева: - Педагогом я стала потому, что была буквально влюблена в свою первую учительницу - Марию Андрияновну Кононову. Уже тогда точно решила, что тоже буду работать в начальной школе. Да и в начале 1980-х гг. мои сверстники стремились получить профессию учителя, врача, инженера, чтобы работать на заводе. Просто времена были другие… Но я ни разу не пожалела, что стала педагогом. В те годы это была действительно достойная профессия. Об этом можно было говорить с гордостью, а к учителю относились с уважением. Хотя зарплата и в те годы была невысокой.
- Но в последние годы при реформировании системы образования чиновники пытаются решить две важные задачи: повысить престиж профессии учителя и обеспечить педагогов достойной зарплатой. На ваш взгляд, получается?
- Кадровые проблемы в школе, конечно, существуют. Просто сейчас они стоят не так остро, как раньше. Я помню, что где-то в конце 1990-х гг. педагогам вообще перестали платить зарплату, по полгода сидели без денег. И вот наша молодая семья - и я, и мой муж работали в школе - выживала только за счет родителей, которые нам помогали. Вот тогда эта профессия и утратила свою престижность. Не хотела молодежь работать в школе.
Сейчас ситуация меняется. И сказывается, конечно, повышение заработной платы. В прошлом году, например, всех педагогов, независимо от их стажа и опыта работы, «уравняли в правах», сделав для всех одинаковый оклад - 9,1 тыс. руб. То есть молодые, по сути, начинают свой трудовой путь не с нуля. Учителя-стажисты поначалу даже обижались, как же так: без году неделя, а зарплата - та же. Впрочем, педагогам с опытом сохранили надбавки за высшую категорию и звание.
- Тогда откуда берется, как утверждают чиновники, средняя зарплата педагога в 24 тыс. руб., если оклад чуть более 9 тысяч?
- Просто учителя, как правило, работают на 1,5-2 ставки, особенно учителя начальных классов, которых не хватает. Кроме того, педагоги получают дополнительные деньги за классное руководство, проверку тетрадей, ведение группы продленного дня и т.д.
Кадровый голод
- То есть кадровый голод все-таки существует? И как вы решаете эту проблему?
- В последнее время часто школа «прирастает» педагогами из сельской местности. Это молодые люди из села, которые учились в городе, и решили здесь остаться, не хотят жить в деревне. К нам, например, нынче пришли две учительницы - английского языка и истории, которые успели поработать в сельских школах, но вернулись в Ижевск.
Кроме того, сейчас во всех школах не хватает учителей начальных классов. И в том, что сложилась такая ситуация, мне кажется, есть вина государства и чиновников, решивших закрыть «нерентабельные» училища. В Удмуртии учителей начальных классов выпускали Глазовский пединститут, педучилища в Ижевске, Можге, пос. Яр. Сейчас эту профессию можно получить только в Глазове, каждый год пединститут выпускает 20 учителей начальных классов. И это на всю республику… В нашей школе, например, у каждого учителя начальных классов двойная нагрузка. Один класс - в первую смену, второй класс - во вторую смену. Да еще группы продленного дня вести успевают.
- Так сколько часов в сутки в таком случае нужно работать педагогу?
- Смотрите сами: надо подготовиться к уроку, провести его, проверить тетради, поучаствовать во внеклассной работе, в начальной школе провести группу продленного дня… Бывает, что учитель приходит в школу в 8 утра и уходит в 8 вечера. И не всегда его «рабочий день» на этом заканчивается.
К переменам готовы?
- Учителя все больше сетуют на то, что они сейчас меньше общаются с детьми, а больше занимаются «бумажной работой» - составлением программ, отчетов, других обязательных документов. С чем это связано?
- Изменились государственные образовательные стандарты. Да и сама жизнь требует обновления содержания образования, внедрения новых технологий. Появились индивидуальные образовательные программы, электронные журналы, электронные дневники, когда родители могут узнать оценки ребенка, просто зайдя в Интернет. Это довольно удобно, если, конечно, не случается технических сбоев. Могу сказать, что в большинстве своем учителя готовы к переменам. Даже те, у кого за плечами много лет педагогического стажа, и сложились за годы работы определенные стереотипы. Ведь сейчас в школу приходят совершенно другие дети, с которыми невозможно работать по-старому.
- Более того, современная школа помимо выполнения образовательных стандартов должна отвечать на запросы семьи, запросы самого ребенка. Как ведется такая работа?
- Нынешние ученики могут получать знания не только в школе, но и в вузе, на предприятиях и т.д. Проще говоря, предпрофильная подготовка. Кроме того, у каждого ученика может быть индивидуальная программа обучения, он может сам выбирать дополнительные предметы, платные или бесплатные, а также различные спецкурсы, развивающие тренинги, деловые игры, образовательные путешествия и т.д. И это тоже важно, поскольку школьник должен проходить через определенные этапы развития и взросления. А современная школа должна обеспечить ему это движение.
Досье
Татьяна Поздеева родилась в 1966 г. в Ижевске. Окончила среднюю школу № 69 и Глазовский государственный педагогический институт. В 1987 г. пришла работать учителем начальных классов в ижевскую школу № 64, с 2008 г. - директор этой школы. Почетный работник общего образования РФ, депутат Городской думы Ижевска.