Примерное время чтения: 6 минут
696

Ижевский учитель Марина Королева о современных детях и новых стандартах образования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Удмуртия 03/10/2012

Так и случилось в её жизни: после окончания института сначала работала учителем начальных классов, и последние 19 лет - заместителем директора по учебно-воспитательной работе ижевской средней общеобразовательной школы № 91.

Семейная реликвия

АиФ: - Марина Игоревна, как правило, профессию педагога выбирают те люди, у которых в детстве был хороший пример перед глазами: учительница, которая привила особую любовь к своему предмету, родители, которые всю жизнь проработали в школе… А как получилось в вашей жизни? Почему решили стать учителем?
М.К. - Можно сказать, что была генетическая предрасположенность. Моя бабушка, Антонина Степановна Королёва, была учителем. Свою педагогическую деятельность она начинала в Тамбовской области. Но когда арестовали её мужа, бабушка пробовала хлопотать за него и поплатилась сама: в 1937 г. попала в лагерь.
И даже там не пропали её выдающиеся организаторские способности: за колючей проволокой Антонина Степановна организовала театральную студию. Когда она освободилась, семья уже жила в Малой Пурге. В этом посёлке бабушка прожила всю жизнь, она была учителем начальных классов, завучем в начальной школе, преподавала русский язык и литературу. Несколько лет назад, разбирая старые вещи в гараже, я нашла конспекты её уроков. Теперь это наша семейная реликвия.
Правда, мои родители не пошли в эту профессию, но, думаю, что у них присутствовала педагогическая жилка. Мама - инженер, всегда увлекалась математикой, и даже стала автором пособия для одарённых детей по решению олимпиадных задач по математике. Вот и я с самого начала знала, что буду учителем начальных классов. И после окончания института 28 лет работаю в школе.
Готовы к переменам
АиФ: - В последнее время сфера образования переживает серьёзные реформы. В прошлом году все первоклассники страны стали учиться по новым федеральным государственным образовательным стандартам. В связи с этим как изменилась профессия учителя начальных классов?
М.К .- Первое впечатление такое: до сих пор мы ехали по узкоколейке, а теперь нас переставили на широкие рельсы, и надо ехать дальше в современном поезде на высокой скорости. Думаю, новые образовательные стандарты необходимы, а потому появились они очень вовремя. Ведь сейчас в школу приходят совершенно другие дети, с которыми невозможно работать по-старому. Сама жизнь требует обновления содержания образования. И, собственно, учителя в большинстве своём готовы к переменам. Даже те, у кого за плечами много лет педагогического стажа, и сложились за годы работы определённые стереотипы. Но существуют курсы повышения квалификации, мы приглашаем к себе и авторов учебников, и учителей, которые могли бы передать свой уникальный опыт. 
АиФ: - Как теперь проходят уроки в начальной школе?
М.К. - Теперь учитель не транслирует знания в готовом виде, а создаёт проблемную ситуацию на уроке. И дети сами объявляют тему урока, сами ставят задачу на урок, планируют свои действия, подводят итог урока. Мы стараемся делать так, чтобы наши ребята, придя в школу, не просто слушали своих старших наставников, а были активными участниками образовательного процесса.
АиФ: - Выходит, учительницы с указкой остались в прошлом?
- По крайней мере, мы к этому стремимся. Сейчас наша главная задача заключается в том, чтобы дети на школьных уроках овладели не фундаментальными знаниями, а универсальными учебными действиями. Такими умениями, которые в дальнейшем пригодятся ребёнку в изучении любого предмета. Например, ученик начальной школы должен уметь ставить перед собой цели и задачи, находить необходимую информацию, составлять план текста, адекватно оценивать свою деятельность, понимать, что у него получилось, а что - нет. Он должен уметь работать в группе, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.
И результатом такой постоянной работы над собой становится не набор определённых знаний, поскольку всё знать по всем предметам невозможно, а формирование единой картины мира, на каждом уроке ребёнок получает некие представления о том, как этот мир устроен. И ещё в школе теперь особое внимание теперь обращают на формирование личности. Снова заговорили об извечных ценностях, которые нужно прививать детям, - добро, семья, родина. Портрет выпускника начальной школы можно охарактеризовать таким образом: лбознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться и т.д.
Досье
Марина Королёва родилась в Ижевске в 1963 г. Окончила школу № 30, а затем - Свердловский государственный педагогический институт. Работала учителем, последние 19 лет - заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. Двадцать восемь лет работает в школе.

 

Количество или качество?
АиФ: - И всё-таки насколько сложно работать по-новому? Наверняка, чтобы перейти на новые стандарты, многим учителям пришлось и самим серьёзно измениться.
М.К. - У нас есть учителя, которые уже давно так работают. И на практике применяют современные образовательные технологии деятельностного типа, уроки организуют по-другому. Правда, при этом серьёзно возрастает нагрузка на учителя, поскольку и подготовка к уроку занимает гораздо больше времени. И сами уроки требуют больших эмоциональных затрат.
АиФ: - Нагрузка вырастает стремительно, а вот учительская зарплата за ней не поспевает…
М.К. - Я всегда знала, что выбираю профессию, которая невысоко оплачивается. В те времена, когда я поступала в педагогический институт, учитель получал 60-70 руб. в месяц. Тем не менее, в те времена в педагогику шли люди по призванию, и эта профессия была престижна. Мы же выросли на фильме «Доживём до понедельника», на советской школьной классике. Знали, что инженер, врач, учитель - это самые почётные профессии. Конечно, сейчас пытаются довести зарплату учителей до средней по региону - 15,7 тыс. руб. Но уже сегодня многие учителя получают такую зарплату, просто потому что работают на 2 ставки, а то и больше. И, к сожалению, от количества часов иногда страдает качество. Думаю, это следующая задача, которую нужно решить при реформировании сферы образования, - повысить престиж профессии учителя и обеспечить педагогов достойной зарплатой. 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах