(обновлено )
Примерное время чтения: 8 минут
48

Дом, где всем рады. Как создать пространство, объединяющее народы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ в Удмуртии 04/12/2024
«Каждый народ должен иметь возможность сохранять свой родной язык и культуру»
«Каждый народ должен иметь возможность сохранять свой родной язык и культуру» / Юлия Шахтина / Из личного архива

Более 15 лет в Удмуртии у всех национально-культурных объединений республики есть общий дом. Он гостеприимно открывает свои двери для всех. Дом дружбы народов – уникальное пространство, где в атмосфере взаимопонимания и уважения народы общаются, знакомятся и участвуют во множестве интересных событий.

Директор Дома Юлия Шахтина рассказала о том, как объединить разные народы, зачем нужны подкасты и прямые эфиры и что даёт свободное владение двумя языками.

5 тыс. кв. м дружбы

– Как и почему появился Дом дружбы народов?

– С инициативой создания общего дома выступили национально-культурные объединения. В начале 2000-х они были в самом расцвете, а общего пространства не было. Тогда представители организаций обратились к Александру Волкову, который занимал пост президента республики, и сказали, что им нужен свой дом, где можно работать во благо своих народов, а также дружить, общаться, взаимодействовать, находить общий язык в решении национального вопроса. И в 2008 г. в здании, ранее принадлежавшему Механическому заводу, открыли Дом дружбы народов. Сегодня на более чем 5 тыс. кв. м работают 42 организации. Созданы все условия для того, чтобы они могли творить, общаться и дружить. Совместно с ними мы проводим более 500 мероприятий в год с пониманием того, что национальный вопрос – очень тонкий и чувствительный, оказывающий влияние на все сферы жизни общества. За ним стоит кропотливая работа, масса событий, которые объединяют людей разных национальностей и вероисповедания.

Главная задача – создание добрых отношений и взаимопонимания.
Главная задача – создание добрых отношений и взаимопонимания. Фото: Дом Дружбы Народов Удмуртии

– Дружба не рождается по приказу. Нельзя заставить людей общаться. Что делается, чтобы объединить народы?

– Всё, что мы делаем, подчинено главной задаче – создание добрых отношений и взаимопонимания. Нам важно работать над укреплением общероссийской гражданской идентичности – проще говоря, формировать у людей понимание того, что мы живём в одной многонациональной стране. При этом очень необходимо, чтобы у каждого народа сохранялось чувство национальной идентичности. Они должны иметь возможность сохранять свой родной язык и культуру. Конечно, нужно воспитывать культуру межнационального общения. Дружить ведь действительно не заставишь, поэтому наша задача – постоянно создавать такую среду, чтобы народы могли узнать друг друга получше. Делать это важно максимально увлекательно и интересно. Мы проводим множество мероприятий – от выставок до мастер-классов, используя современные формы общения с аудиторией. Например, у нас очень интересный проект –  музей-лаборатория народов Удмуртии. Это уникальное выставочное пространство, которое показывает многообразие культур и включает интерактивную программу. Цифровые технологии, над которыми мы работали совестно с Кванториумом и IT-кубом, помогают посетителям выставки погрузиться в этническую тематику. Через VR-очки можно посмотреть, к примеру, праздник Гербер.

Без технологий никуда

– Технологии и работа с социальными сетями сейчас являются важной частью работы?

– Да, мы делаем всё, чтобы привлечь внимание как можно большего количества жителей республики. Поэтому активно работаем с соцсетями и информационными технологиями. Чтобы заинтересовать людей, сейчас нужно быть современными, интересным и креативными. Поэтому и в нашей работе часто используются такие форматы, как клипы, подкасты, прямые эфиры.

– Многие представители национально-культурных объединений говорят, что непросто привлекать молодёжь к работе. Какие методы вы используете, чтобы заинтересовать молодое поколение?

– Да, нам всем важно, чтобы в работе Дома и национальных объединений принимала участие молодёжь. Важно давать ей возможность проявить себя, стать частью чего-то интересного и значимого. Одним из таких форматов, как показала практика, стали игры. В рамках проекта «Родина – значит вместе!» мы создали целую систему игровых практик. Они про дружбу народов, активное приобщение к другим культурам. Кроме этого, у нас есть образовательный центр для молодёжи «БУД». Мы обучаем проектной деятельности, медиа-технологиям, чтобы научить ребят организовывать и проводить мероприятия ярко и интересно. Вовлекаем молодёжь и в региональный корпус этноволонтёров Удмуртии. Подрастающее поколение может познакомиться с нашей работой и в то же время стать частью какого-то доброго дела, помогая работе национальных объединений.

Нам всем важно, чтобы в работе Дома и национальных объединений принимала участие молодёжь.
Нам всем важно, чтобы в работе Дома и национальных объединений принимала участие молодёжь. Фото: Дом Дружбы Народов Удмуртии

– Очень сложная и тонкая тема – это адаптация трудовых мигрантов. Они тоже носители своей культуры. Как вы работаете над тем, чтобы включить их в жизнь общества?

– Не так давно мы запустили проект для адаптации семей мигрантов «Можем-Поможем». Он помогает включить уроженцев других стран в жизнь региона и заодно способствует избавлению от стереотипов среди местного населения. Нередко мигранты живут в своих закрытых сообществах, что затрудняет их включение в общественную жизнь. Люди приезжают с семьями, от незнания русского языка детям трудно даётся учёба. Поэтому мы решили открыть Центр социальной адаптации семей мигрантов, чтобы максимально общаться с ними на русском языке, обучая детей в игровой форме, а также показывая, насколько Удмуртия многонациональна, какие здесь есть обычаи и традиции. В то же время считаем важным помочь таким семьям в решении вопросов психологического, юридического характера. Конечно, с другой стороны, хотим продемонстрировать жителям Удмуртии, что мигранты тоже являются носителями интересной и богатой культуры своих народов, а своим трудом обеспечивают, в том числе, нашу жизнедеятельность.

Хор языков

– Как вы сохраняете национальную идентичность в своей семье?

– Я – удмуртка, но выросла в русскоязычном селе. Никогда не говорила на удмуртском языке, но всегда его понимала. Глубоко познакомиться с родной культурой и проникнуться к ней интересом мне помогла национальная лагерная смена «Шундыкар», куда я ездила восемь лет. Вот тогда у меня проснулось понимание того, что я удмуртка и что мне важно сохранять свой родной язык. Затем я встретила своего будущего мужа удмурта. У нас двое детей. С ними мы говорим и по-русски, и по-удмуртски. Старшая дочка говорит на родном языке, а вот младшему пока ещё сложно. Но, вспоминая себя, я спокойно отношусь к тому, что освоение языка идёт не так быстро. Бывает, конечно, не всегда просто сходу перестроиться, например, на русский или на удмуртский язык, но нельзя не отметить, что свободное владение двумя языками даёт уверенность, развивает, расширяет возможности для общения.

С детьми мы говорим и по-русски, и по-удмуртски.
С детьми мы говорим и по-русски, и по-удмуртски. Фото: Из личного архивa/ Юлия Шахтина

– Как в Доме дружбы знакомят с языками и культурами?

– Да, языковому направлению мы уделяем много внимания. У нас есть воскресные школы, где языки и культуру изучают ребята из разных национально-культурных объединений. При поддержке Министерства национальной политики проводятся бесплатные курсы изучения удмуртского и татарского языков. В прошлом году был ещё и марийский. Также работает большой и интересный проект «Билингва». Дети и семьи встречаются и в неформальной обстановке по принципу языкового гнезда общаются на родном языке. Сегодня проект объединяет более 150 педагогов, что в дальнейшем вдохновляет нас на создание целого сообщества педагогов родных языков для обмена своими практиками, методиками, для внедрения их в жизнь.

В этом году мы впервые провели фестиваль-практикум «Уроки родного языка». Повторим его в феврале следующего года. На фестивале за 20 минут можно познакомиться с разными языками, в том числе, например, корейским и греческим. Потом небольшой перерыв – и начинается следующий урок. За короткое время можно узнать примерно о пяти языках. Мне кажется, это очень интересно. В следующем году планируем ещё несколько проектов. Например, межнациональный блог-тур по местам компактного проживания коренных народов, в котором примут участие молодые ребята-этноволонтёры из разных национально-культурных объединений. В честь 185-летия со дня рождения П. И.Чайковского проведём проект «Голос моей Родины». Для детей разных национальностей организуем недельную музыкальную школу, где они смогут повысить свои музыкальные навыки, а затем выпустить 10 новых патриотических песен о Родине на языках народов России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах