aif.ru counter
73

Смогут ли ижевские автошколы сдать «экзамен на права»?

Автомобиль - не роскошь

АиФ: - Артур Станиславович, «печальная статистика» ДТП на дорогах требует водителей-профессионалов. Способны ли наши автошколы за 3 месяца обучения подготовить таких автомобилистов?

Артур Малиновский: - Сама программа подготовки водителей, которая существует сегодня, не отвечает современным требованиям.Потому что ситуация на дорогах давным-давно стала другой: изменились автомобили, их мощность, изменились сами дороги, интенсивность и плотность движения. А программа подготовки водителей, например, категории «В», придуманная около 50 лет назад, осталась прежней. И не менялась с тех пор, когда автомобиль был «не роскошью, а средством передвижения». По статистике, сегодня большинство ДТП в городе совершаются водителями, которые за рулём не более 2 лет. То есть недавние выпускники автошкол. Это говорит об уровне подготовки в этих учебных заведениях, о качестве работы преподавателей и инструкторов. А они, в свою очередь, работают по программе, предоставленной Министерством образования и науки РФ. За 50 часов вождения, отведённых программой, можно в лучшем случае научить человека управлять автомобилем, но не подготовить водителя, способного ездить безопасно и грамотно. Хотя чего уж проще: соблюдай правила дорожного движения, скоростной режим, дистанцию и проявляй вежливость на дороге. Вот и все слагаемые безопасности на дорогах. Кто из них выбивается, совершают ДТП.

АиФ: - Выходит, чтобы стать профессионалом, нужно, окончив автошколу, продолжать совершенствовать своё мастерство?

А.М.: - По крайней мере, дополнительный курс контраварийной подготовки в сегодняшних условиях просто необходим. Я уже не говорю о курсах высшего пилотажа - на такое обучение решаются немногие. Выпускники автошкол считают, что, получив права, они вполне могут ездить в левом ряду, до упора выжимая педаль газа. Но вместе с водительским удостоверением человек берёт на себя ответственность за безопасность на дороге. Только 20-30% выпускников автошкол понимают это.

Близко и дёшево

АиФ: - Возможно, качество подготовки водителей зависит от выбора автошколы? Ведь уровень обучения, наверное, не везде одинаков.

А.М.: - Основные критерии, по которым в Ижевске выбирают автошколу, - это цена обучения и место расположения. Будущие водители, как правило, не оценивают уровень материально-технической базы, оснащения в учебном заведении, главное - чтобы было приемлемо по стоимости и поближе к дому. Сейчас в столице Удмуртии работают 65 автошкол, это в 2 раза больше, чем в Екатеринбурге, городе, по масштабам во много раз превосходящего Ижевск. В то же время у нас нет такого количества помещений с необходимым оборудованием. Тем более нет столько автодромов для тренировок. Вот и арендуют учебные заведения площадки друг у друга, лишь бы заработать денег. На одной площадке могут заниматься 5-10 автошкол. Случается, что директор какой-нибудь небольшой автошколы сам ведёт теоретические занятия, сам работает инструктором, сам готовит документы в ГИБДД. Ну где тут качество? А будущих автомобилистов такое положение дел мало заботит - лишь бы получить водительское удостоверение. А, может быть, даже и купить. И поэтому выбор автошколы совершенно не важен.

АиФ: - И часто покупают права?

А.М.: - В последнее время много говорят о коррупционной связи ГИБДД и автошкол. Но сотрудники солидных автошкол настолько ответственно относятся к своему делу, что никогда не будут давать взятки. И обучают своих курсантов на совесть. Другое дело, сегодня открыть автошколу и начать обучение водителей несложно. В последнее время сильно упростилась процедура лицензирования. Чтобы открыть автошколу, нужно заключить договор об аренде помещения, получить разрешение от органов пожарного надзора и Роспотребнадзора. И всё. Аренда площадки для занятий - около 5 тыс. руб. в месяц. Ещё необходимы 1-2 учебные машины. И можно работать.

В результате, цена за обучение в Ижевске снижается до 11-15 тыс. руб. в месяц. В соседнем Сарапуле, например, стоимость обучения в автошколе составляет 18-25 тыс. руб. Если бы такие цены были в столице Удмуртии, то на эти средства можно было бы оснастить автошколы: купить современные тренажёры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование и т.д. Кроме того, огромное количество автошкол в нашем городе не позволяет ни одной из них набрать полную группу в 30 человек и обеспечить сотрудников достойной зарплатой. Например, инструкторы сегодня получают меньше, чем таксисты.

За тех, кого обучил

АиФ: - Но если будущего водителя некачественно подготовили в автошколе, вправе ли он предъявить претензии? И куда следует обращаться в таком случае?

А.М.: - Претензии нужно предъявлять обязательно. Если человек понимает, что ему оказали некачественную услугу, то нужно обратиться в Службу по надзору и контролю в сфере образования при Министерстве образования и науки УР, кроме того, написать жалобу в Прокуратуру УР. Как правило, реакция со стороны надзорных органов бывает незамедлительной, автошколе не избежать проверок, а у потребителя некачественных услуг появляется шанс вернуть свои деньги.

АиФ: - Как вы думаете, должен ли директор автошколы лично нести ответственность за тех, кого обучил?

А.М.: - Сейчас законодатели намерены ввести такую норму: в течение 2 лет руководители автошкол должны нести ответственность за своих подопечных. Но сначала, я думаю, надо создать качественную и современную программу подготовки водителей. Возможно, увеличить сроки обучения в автошколе до 6 месяцев. И, наконец-то, навести порядок в самих автошколах: выдавать лицензию тем, у кого есть соответствующее помещение, материально-техническая база и собственная площадка под автодром. Быть может, тогда в автошколах начнут заниматься не просто подготовкой водителей, а безопасностью дорожного движения.

Кстати

За 2012 г. в Удмуртии зарегистрировано 1524 ДТП, в результате чего погибло 267 человек, ранено - 1780. Основным видом ДТП в прошлом году был наезд на пешехода: их зафиксировано 599, что составляет 39% от общего количества ДТП. Статистика дорожно-транспортных происшествий в республике снижается, но незначительно.

В то же самое время межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог», подводя итоги 2012 г., составил рейтинг регионов по дорожной безопасности. 3 место в нём заняла Удмуртия. Самыми безопасными признаны трассы и магистрали Белгородской области. В этом регионе низкие показатели ДТП, небольшое количество жертв. На 2 месте - Новосибирская область.

Во Владимирской области, сопоставимой по количеству населения с Удмуртией, в прошлом году было зафиксировано в 2 раза больше ДТП, чем в нашей республике. В соседнем Татарстане, занимающем большую территорию, отмечено 5483 ДТП.

Впрочем, за 4 месяца 2013 г. в Удмуртии на 91,7% увеличилось количество ДТП со смертельным исходом.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах