Прежний генеральный директор «Росгосцирка» Вадим Гаглоев 1 августа покинул пост руководителя компании по собственному желанию. Дмитрий Иванов сейчас уже трудится в Москве. Корреспондент «АиФ-Удмуртия» сумел взять у Иванова последнее интервью в новом статусе, но ещё в старом директорском кресле Государственного цирка Удмуртии.
Анна Вардугина, «АиФ-Удмуртия»: Дмитрий Евгеньевич, не секрет, что для многих талантливых и амбициозных людей их родной провинциальный город – только ступенька на следующий уровень. Вы тоже воспринимали Ижевск как «взлетную полосу» для настоящей серьезной карьеры?
Дмитрий Иванов, генеральный директор ФКП «Росгосцирк»: Ни в коем случае. Еще 4-5 месяцев назад я даже не планировал так круто менять свою жизнь – строил совершенно конкретные планы на предстоящий сезон в Государственном цирке Удмуртии, собирался как режиссёр ставить новогодний спектакль «12 месяцев». Но когда объявили конкурс на замещение вакантной должности генерального директора «Росгосцирка», были два важных момента, которые сподвигли меня на этот важный жизненный шаг. Первый – профессиональное сообщество почти единодушно поддержало меня. Люди, о которых можно сказать, что они и есть отечественный цирк (Юрий Дуров, Александр Гримайло, Юрий Кукес, Виктор Шемшура и многие другие), встали на мою сторону. А второй – моя чёткая убежденность, что если «Росгосцирк» возглавлю не я, а кто-то из помощников прошлого руководства, то траектория развития российского цирка пойдет по совершенно иному пути – ведущему к полному краху.
- То есть вы, без всякого преувеличения, почувствовали свою личную ответственность за дальнейшую судьбу всего российского цирка?
- Как бы смело это ни звучало, да. Я принимал это решение, мысленно развернув над головой лозунг «Отечество в опасности!». Хотя почему мысленно? Я давно говорю о том кризисе, в который погрузило отечественный цирк прошлое руководство «Росгосцирка».
«Смертельный номер»
- В чём этот кризис выражается? В Ижевске мы видим десяток сильных цирковых программ в год, на фестиваль билеты раскупаются подчистую за пару месяцев до его начала, главные призы почти всегда забирают именно отечественные артисты. Из зрительного зала ижевского цирка не кажется, что российское цирковое искусство объявило смертельный номер и готовится рухнуть из-под купола без страховки. Чего мы не видим?
- Мощнейшая в прошлом компания, финансируемая из госбюджета, на сегодняшний день полностью потеряла все свои позиции на мировом рынке. Во-первых, нужно говорить о непрофессионализме менеджмента «Росгосцирка». Вторая проблема – уход из государственной цирковой компании первоклассных артистов, представителей великих династий. Эдгард и Аскольд Запашные, Сергей Нестеров, Евгений и Наталья Майхровские, Салих Гаязов (и это только начало длинного списка), - все они ушли из «Росгосцирка», доведенные до отчаяния и возмущённые его прежней политикой.
Третье – практически полностью развалена система проката, она сейчас носит конвульсивный характер, нет никакой логики в командировании артистов в те или иные регионы. Например, директор Новосибирского цирка рассказал, что у них уже лет десять не было ни одного номера с хищниками. Зато в трёх программах подряд – бегемоты. Зрители их уже видеть не могут. А ведь это город-миллионник, с огромным зрительским потенциалом. Вместо этого дрессировщики тигров, леопардов, львов отправляются в маленькие города, где их уникальные аттракционы почти некому смотреть. Директора сами не могут «заказать» программу, зная досконально свои города, свою публику. По сути, они исполняют роль завхозов. Чего ж потом удивляться, что падает зрительский спрос, и, как следствие, уменьшаются кассовые сборы. В некоторых цирках средняя заполняемость залов всего 35%, иногда на представлениях в залах-тысячниках сидит 100 человек. В Ижевске, для сравнения, залы заполнены на 75%, поэтому отсюда и кажется, что все хорошо. Дальше – как цепная химическая реакция. Нечем платить артистам мирового класса, не на что покупать молодых животных и кормить их, не на что обновлять цирки по стране.
9-й Международный цирковой фестиваль проходил в Ижевске с 4 по 8 марта | Фотогалерея
Следующая проблема – практически потеряна деятельность за рубежом. Если в 2013 году у «Росгосцирка» было 34 зарубежных контракта, то в 2015 осталось 12. В 2017 году ни один номер артистов «Росгосцирка» не заявлен на цирковой фестиваль в Монте-Карло. Это при том, что в прошлые годы российские артисты постоянно становились лауреатами этого престижнейшего в профессиональном мире конкурса. Одновременно с этим братья Запашные и Большой Московский цирк (он не входит в систему «Росгосцирка») везут в Монте-Карло три (!) своих номера.
Решение этих задач – первоочередное дело. И артисты уже начали возвращаться, узнав, что компания возглавил я. Понимаю, это может прозвучать слишком громко, но это так и есть: они возвращаются не в «Росгосцирк», а ко мне, зная мои принципы работы. И мне хочется вернуть ощущение заботы и любви к артистам. Надо любить дело, которым занимаешься. Посвящать своё время ему с мыслью отдавать, а не забирать.
Лирическая тема
- Я брала у вас интервью в первый ваш год работы в ижевском цирке. На последний мой вопрос «за что вы любите цирк?», вы ответили довольно иронично – «а почему вы думаете, что я вообще его люблю?»
- С тех пор прошло 16 лет, за это время дети становятся взрослыми, а взрослые получают новый опыт и изменяют свои взгляды. Я тогда был взрослым ребёнком в мире цирка. Делал в нём первые шаги, мало что знал и не понимал, какая сила и какой магнетизм есть в этом искусстве. И какая самоотверженность и стремление к идеалу живут в каждом артисте. Если музыкант на концерте берет неправильную ноту, он продолжает играть дальше. Если жонглер, канатоходец, акробат ошибается, он повторяет трюк до тех пор, пока не исполнит его безупречно. Это подкупает. И сегодня цирк – это моя жизнь. Больше всего в этой жизни я люблю свою семью и свою работу. Надеюсь только, что мне не придется делать выбор, что я люблю сильнее.
Можно сделать больше
- В Ижевске сделано много – Международный джазовый фестиваль, собравший здесь великих, без преувеличения, музыкантов, запуск нового цирка и Международный фестиваль циркового искусства. Какими из своих проектов вы по-настоящему гордитесь, а о чем думаете, что можно было сделать это лучше?
- Я считаю, что можно было сделать больше. Это честно. Мне всегда кажется, что сделано мало по сравнению с возможным, если бы еще чуть-чуть поднапрячься, ещё не лечь спать и что-то придумать, о чем-то договориться… Могло быть больше событий. У тех, что состоялись, мог быть более широкий охват – и участников, и зрителей. А главным я считал каждый из проектов в тот момент, когда им занимался. Наверное, имею право гордиться тем, что собрал в цирке замечательный коллектив. Или тем, что будучи министром «пробил» реконструкцию республиканских театров, и в новых бытовых и технических условиях начали появляться спектакли, которые ездят на «Золотую маску». Тем, что тогда отправили юношей и девушек из удмуртских деревень учиться в Щепкинское училище на актёрский курс, и теперь эти молодые ребята работают в Национальном театре. Тем, что не прекратили своё существование фестивали Чайковского и цирковой.
- За фестиваль Чайковского, полагаю, можно не волноваться – это старейший культурный бренд республики. Но что станет с цирковым фестивалем, который был завязан лично на вас – на ваших связях с директорами европейских и китайских цирков и цирковых фестивалей, с вашей должностью гендиректора цирка, на манеже которого фестиваль проводился 9 лет?
- Я не собираюсь оставлять цирковой фестиваль без внимания, буду участвовать в его дальнейшей судьбе. Наоборот, сейчас у фестиваля появится больше возможностей, потому что он получит поддержку «Росгосцирка». Теперь я могу помочь с приглашениями аттракционов и артистов, которых раньше не отпускали на мероприятие, которое проходило не под эгидой «Росгосцирка». Денег даже могу дать. Программы отправлю сюда самые лучшие.
В ожидании рояля в кустах
- В прошлые годы, будучи и министром культуры, и директором цирка, вы оставались и артистом. Пусть редко, но ставили авторские цирковые шоу, участвовали в музыкальных спектаклях. Теперь с творчеством придется завязать? И времени, наверное, не хватит, да и не по чину.
- Чин тут вообще ни при чём. Будучи министром культуры, я участвовал в «Антиформалистическом райке» Шостаковича на сцене Театра оперы и балета – был подсадным в зале. Потом выступал в одном номере с итальянской оперной дивой Кьярой Таиджи. Сейчас, думаю, на какое-то время творческую свою сторону придется спрятать в дальний ящик комода (слишком много сейчас вопросов, связанных с управленческой деятельностью), но если вдруг где-то понадобится подыграть на рояле или продекламировать что-то, или учинить капустник, - то я здесь.