Формирование комфортной городской среды врио Главы Удмуртии Александр Бречалов назвал одним из приоритетных и долгоиграющих проектов. Возможно, он не просто долгоиграющий, но и бесконечный, потому что каждая городская социальная группа комфортность определяет, исходя из своих запросов. А социальные группы и их запросы под влиянием времени, экономики, технического прогресса и иных факторов постоянно меняются. Корреспондент «АиФ в Удмуртии» ведёт беседу на эту тему с художником из Удмуртии.
Болевые точки — мусор и бездорожье
«Для ощущения комфорта в городе не достаточно видеть из окон благоустроенные дворы, ездить по улицам с хорошими дорогами или посещать очищенные от упаковочной тары популярные зоны торговли, — говорит известный можгинский художник Владимир Кашин. — У каждой социальной группы свои представления о комфортности. Молодым людям подавай ночные клубы и танцплощадки, молодым родителям — детские сады, пенсионерам — поликлиники в шаговой доступности…»
Светлана Стовбун, «АиФ в Удмуртии»: Но разве человек не устроен так, что его телесные потребности выходят на первый план?
Владимир Кашин: Верно. Но и о духовной жажде людей, стремлении созерцать прекрасное не стоит забывать. Недавно в нашем городе прошел рейд активистов Общероссийского народного фронта. Мужчины в форменной одежде азартно вымеряли глубину и ширину выбоин на проезжей части городских улиц и не скрывали своего удивления от огромного количества несанкционированных свалок, которые обнажились по обочинам дорог после таяния снега. Мусор и разбитые дороги — это болевые точки, которые без труда можно отыскать в каждом населённом пункте Удмуртии. И эти точки лежат на поверхности, так что каждый городской житель может разглядеть их самостоятельно.
— А чем, на ваш взгляд, вызвана болезнь такой глубочайшей нелюбви к родному городу или селу со стороны жителей, которые без зазрения совести захламляют место своего проживания, а потом возмущаются работой коммунальщиков?
—Этот вопрос чиновники почему-то перед собой не ставят. Им, очевидно, наглядные симптомы болезни лечить проще, чем проводить ее профилактику. Легче найти деньги на разовую ликвидацию мусорных завалов и дорожных ям, нежели планомерно воспитывать в людях бережливость к бюджетным ресурсам и ответственность за элементарное несоблюдение норм человеческого общежития. Между тем, болезнь прогрессирует, а методы борьбы с нею напоминают кампанейщину.
Без галереи
— Владимир Павлович, но для того, чтобы увидеть прекрасное, достаточно остановиться и вглядеться в любой природный объект: дерево, цветок, речку…
— Может быть, просто не просили или нет достойных работ?
— Что вы! Изобразительному искусству Можги 60 лет, и все эти годы его представители стучат в двери городского чиновничества с просьбой предоставить для неё помещение. Но за бюрократическими дверями тишина. Были надежды, что нас услышит новый глава муниципального образования, избранный относительно недавно. На приёме он сказал «слушаю» и при этом… даже взгляда не оторвал от бумаг на столе. Видимо, галереи в нашем городе не будет до тех пор, пока к руководству не придёт человек, окончивший хотя бы детскую художественную школу.
— А мне хочется добавить: и обновления библиотечных фондов не будет, пока этот человек не полюбит книгу. Современные в шкале ценностей книги, картины, газеты давно сместили с ведущих мест.
— Смещены многие ценности. Я 15 раз участвовал в выставках всероссийского масштаба, и могу сказать, что с полотен сошли темы войны, колхозного крестьянства, производственного подвига… Преклонение перед человеком, который может что-то сделать своими руками, вытеснено преклонением перед человеком, который может заработать большие деньги.
Псевдогерой нашего времени
— Почему потерял уважение человек труда?
— Героями советского времени были рабочий и крестьянин. Героем современности стал предприниматель. Я не имею ничего против предпринимательской инициативы, но категорически не могу согласиться с тем, что спекулянтов и тех, кто производит материальные блага власть уравняла. Нельзя ставить в один ряд за заслуги перед обществом базарного перекупщика и фермера.
У современной молодёжи трудолюбие не в тренде. Она ищет заработок, не желая себя утруждать. Людей вообще работа пугать начала. А я продолжаю преклоняться перед человеком, который может выжить в любых условиях за счёт своей смекалки и трудолюбия. Моё детство прошло среди таких тружеников. И мы, подростки, в колхозе работали со школьных лет — перенимали их навыки. Я и сегодня смогу лошадь запрячь с закрытыми глазами, уверенно справлюсь с косой и граблями, топором и лопатой. Своими руками уже не первое дачное хозяйство отстроил.
— Уважение к крестьянскому труду отражается на полотнах: мёд, хлеб в центре тех картин...
— И сейчас мне хочется написать картину «Мой хлеб» с пышным караваем в центре стола, вокруг которого попарно расположены руки — разные: аристократические, рабочие, мозолистые, загрубевшие и бескостные, заплывшие жирком. Мне хочется, чтобы эта картина вызывала вопрос: а чей же это хлеб?
Не смели выбросить мусор
— Явный ответ с ценностями нашего времени не совпадает. Обладатели мозолистых крестьянских рук от общего пирога сейчас получают не самый жирный кусок. Вот и села становится безлюдными, бежит народ от тяжкого труда. Со времен вашего детства население Сюмсинского района сократилось вдвое. Какие чувства вы испытываете на опустевшей земле малой родины?
— Тоска в моём сердце поселилась сразу после переезда в Можгу. Скучал по родным местам. Но и во время визитов на родину испытывал сердечную боль от того, что воспитавшая меня среда крестьян — тружеников обречена на исчезновение. Память о ней я хранил, как мог. Перевёз в Можгу сруб амбара, из которого соорудил баню. Перекатывал брёвна и с душевным трепетом разглядывал следы, оставленные отцовским топором.
Когда я приезжал к родителям, в дом сразу не заходил, а бежал к реке. На её берегах не было ни одного дециметра земли, не истоптанного босыми мальчишескими ступнями. Река дарила нам отдых, лечила, кормила, делала нас сильнее и выносливее, учила уважать и побеждать стихию. Моих земляков называли калмезами или калмезянами. Река их крестьянский быт дополняла рыбалкой. Этим они и отличались от тех, кто жил от реки на большом расстоянии и кормился только дарами земли.
Нелегкий быт для нас был вполне комфортным. Никто не жаловался на разбитые дороги и заваленные бытовым мусором обочины, потому что мусор и выбросить не смели, как не смели оставить в лесах щепу и ветки после заготовки дров. В культурной среде деревни люди ценили труд и красоту, потому что были к ним причастны. И сейчас, формируя комфортную городскую среду, не нужно забывать о том, что на психологию сообщества и городского, и сельского влияет самореализация каждого отдельного человека. Неправильно убирать несанкционированные свалки за счёт городского бюджета, нужно проводить субботники. Человек, умеющий создавать красоту, умеет ценить результаты чужого труда.
Новые очаги культуры — будь то выставочный зал или музейный комплекс — не дают положительных результатов мгновенно. Благородство и восприимчивость к красоте воспитываются годами. А сохранятся ли эти качества у новых поколений? За последние 20 лет в городе не открыт ни один объект культуры, зато магазины вырастают как грибы после дождя. Они не прививают нравственных ценностей, лишь учат потребительству. А потребителю, сами понимаете, какой комфорт ни сформируй — всё будет мало.