Примерное время чтения: 8 минут
1454

Балет как смысл жизни. Ульяна Лопаткина и не мечтала выступать на сцене

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. "Аргументы и факты в Удмуртии" 06/05/2015

В нём принимала участие прима-балерина Мариинского театра, народная артистка России Ульяна Лопаткина. Она исполнила ведущую партию в одноактном балете «Ballet Imperial» Дж. Баланчина на музыку 2-го фортепьянного оркестра Чайковского. Накануне спектакля нам  удалось побеседовать с Ульяной Лопаткиной о балете, мечтах и о творчестве Чайковского.

Обновленный театр

- Ульяна Вячеславовна, театр оперы и балета в Ижевске, где вы будете выступать, совсем недавно открылся после реконструкции. Какое впечатление он произвёл на вас?

- Мне очень приятно видеть обновлённый театр в Ижевске. Конечно, для артиста очень важно, в каких условиях он выступает. А для артиста балета тем более. Пол, настил, свет - это очень важные составляющие нашей работы. И если ни сцена, ни свет, ни пространство не помогают, а, наоборот, мешают, то результат бывает плачевный. Поэтому я очень рада за город Ижевск, что здесь начался процесс обновления театров. Слава богу, что не только в центре России, но и во многих российских городах наши соотечественники имеют возможность увидеть искусство хорошего качества.

Зачастую мне приходилось отказываться от выступлений в разных городах из-за того, что там не было нормальных условий для того, чтобы артисты смогли показать хороший уровень балетного искусства. Танцовщик должен быть свободен на сцене, чтобы он мог в полную силу показать красоту движений, музыкальность. Его не должны сдерживать ни  маленькая сцена, ни волнистый настил на сцене. А когда недостаточно места, чтобы летать по сцене, когда во время выступления ты думаешь, что у тебя сейчас подвернется нога, то зритель видит и чувствует это без объяснений.  Поэтому я поддерживаю те начинания, которые начали происходить в вашем городе. Было бы ещё замечательнее, если бы и в гримёрках артистам театра было бы также хорошо, как на сцене. Хотелось бы, чтобы там тоже сделали ремонт.

Танцор должен быть свободен на сцене, чтобы он мог в полную силу показать красоту движений, музыкальность. Фото: www.russianlook.com

«Чайковский - это наше все!»

- Вы выступали с гастролями во многих странах мира. Насколько Чайковский востребован за рубежом?

- Чайковский во всем мире востребован так же, как и в России. Петр Ильич – это наше всё. Даже в Японии он является национальным героем. Рейтинг балетов на музыку Чайковского очень высок. «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» составляют основу классического репертуара во всех серьёзных театрах мира. Для меня лично музыка Петра Ильича – это глубочайшее содержание танца, та трагедия, скользящая во всех его произведениях, та философия, то глубокое размышление о жизни и смерти, о любви и страдании, о счастье и несчастье... Во всех его произведениях, симфониях, концертах сквозит нота размышления души. Это та самая пронизывающая нота, которая в балете просто необходима. Ведь музыка Петра Ильича Чайковского – это что-то необыкновенное.

В дестве Ульяна Лопаткина даже не мечтала о большой сцене. Фото: www.russianlook.com

И труд, и радость

- В драмтеатрах артисты часто предлагают режиссеру свое видение той или иной роли. А как в балете: вы полностью подчиняетесь воле режиссера или вносите свои коррективы?

- Это очень важный вопрос. Тем более, если у тебя за плечами уже 15 лет сольной деятельности и ты исполняешь партии в классических спектаклях. Можно просто сойти с ума, если все движения воспроизводить только под копирку. Я сама себе задавала этот вопрос  во время работы над каждым спектаклем и все-таки нашла на него ответ. Он очень простой. Возьмите хотя бы одно стихотворение Пушкина. Дайте разным людям прочитать его: ребенку, взрослому человеку или актеру. И каждый человек прочитает его по-разному, так, как он чувствует. Вот так и балерина должна найти в себе такие грани, чтобы каждый раз по-своему услышать, увидеть и почувствовать движения.

- У вас большой творческий опыт. Все ли ваши мечты осуществились и о чем вы мечтаете сейчас?

- В детстве я никогда не думала о том, что я стану балериной  и буду танцевать в Мариинском театре. Я ведь родилась и жила в маленьком городе Керчи. И для меня это была просто запредельная мечта. По сей день я сохраняю отношение к  каждому дню как к самому главному. О своих планах и надеждах я считаю ненужным говорить. Я стараюсь не рассказывать о своих мечтах и желаниях. Главное для меня  -  полностью реализовать то, что дано от Бога. По возможности максимально отработать тот дар, который мне дан. Могу сказать, что мне это приносит не только большую радость, но и большие трудности.

"Главное для меня  -  полностью реализовать то, что дано от Бога", - говорит артистка. Фото: www.russianlook.com

- Вы занимаетесь каждый день?

- Да, нас приучили с детства заниматься каждый день. И без этого, естественно, никуда. Нагрузки, которые испытывают танцовщики, влияют на их физическое и психическое состояние. И даже когда закончился рабочий день, и ты возвращаешься домой, то ты продолжаешь думать и анализировать всё, что не успел сделать. И даже если ты хочешь оставить всё за порогом дома, оно все равно остается с тобой и вечером, и ночью. Но у нашей профессии есть и другая сторона. Балерина, которая постоянно трудится и находится в физическом напряжении, получает травмы и перегрузки, выглядит лучше обыкновенных женщин. Не зря говорят: делайте зарядку и будете здоровы! Конечно, иногда мы получаем травмы и бываем больны. Но удивительно, что это усилие «через не могу» дает определенный результат. Поэтому, вдохновляйтесь, глядя на женщин-танцовщиц! Это сложно, но результат того стоит: тренируется не только тело, но и сила воли. И тогда обычный человек выглядит иначе.

- Ваша дочь мечтает стать балериной?

- Моей дочери Маше12 лет, и она не пошла по моим стопам, чему я очень рада. Потому что балерине приходится тратить слишком много времени и сил. Балерина – женщина, лишенная времени для личной жизни. 90 процентов времени у нее уходит на репетиции, концерты и выступления. И всего лишь 10 процентов остаются для семьи. А детям необходимы постоянные забота, внимание и любовь матери.

Досье
Ульяна Лопаткина родилась 23 октября 1973 года в Керчи (Украина). С раннего возраста занималась в танцевальных кружках и была принята в Академию русского балета им. Вагановой (Санкт-Петербург). По окончании Академии в 1991 году была принята в труппу Мариинского театра. В репертуаре балерины - ведущие роли в таких спектаклях, как «Жизель», «Корсар», «Баядерка», «Спящая красавица», балеты Д.Баланчина «Серенада», «Фортепианный концерт № 2» (Балет Империал), и др. За свою карьеру Ульяна танцевала на самых знаменитых площадках мира. Среди них: Большой театр в Москве, Королевский оперный театр в Лондоне, Гранд Опера в Париже, Ла Скала в Милане, Метрополитан Опера в Нью-Йорке. Среди ее увлечений: рисование, литература, классическая музыка, дизайн интерьеров, кинематограф.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах