«Кастрация» арт-объекта
Скульптура «Лось» появилась на окраине Ижевска, на седьмом километре Як-Бодьинского тракта, более 50 лет назад. Символизировала она связь промышленного города с природой. Фигура Лося была выполнена из бетона и имела все признаки пола — не только огромные ветвистые рога, но и гениталии (для анималистических фигур это дело обычное и естественное). Только вот через некоторое время после установки Лось пал жертвой какого-то чиновника — борца за нравственность. Тому пришло в голову, что лосиные половые органы могут смущать жителей и гостей Ижевска, и их спилили.
В дальнейшем скульптура переживала немало трансформаций: её красили в разные цвета, в том числе в полоску «под зебру». В последние годы Лось остается более-менее стабильного красновато-бурого цвета. Он превратился не только в один из неофициальных символов Ижевска, но и в главный аттракцион для молодожёнов: считается почти обязательным побывать у скульптуры после церемонии бракосочетания, сделать фото, закинуть Лосю на рога букет.
Восстановление исторической справедливости
За состоянием скульптуры уже несколько лет следит хозяин кафе, расположенного рядом со знаменитым объектом — подкрашивает фигуру, убирает слежавшиеся цветы из «короны» рогов. Прошлым летом он обратился в ижевский штаб общественных инициатив «ЛИФТ» с просьбой помочь ему провести реконструкцию скульптуры. Там для проекта быстро нашли исполнителя — скульптора Марию Соловатову, организатора фестиваля металлической скульптуры FerrumFest, автора знаменитой «Коровы-кормилицы» на набережной ижевского пруда и ещё десятков работ.
Будучи профессиональным искусствоведом, Мария Соловатова приняла решение, что реконструкция Лося должна стать не очередным художественным экспериментом, а восстановлением исторической справедливости. Вместе с известным ижевским скульптором Максимом («Железным Максом») Сурниным она начала работать над воссозданием первоначального облика Лося.
Искусство или провокация?
В декабре работа Соловатовой и Сурнина была приостановлена до весны — Мария стала одним из скульпторов, в конце прошлого года создавших на Центральной площади Ижевска городок ледовых фигур, а в эти дни она присоединилась к очередному Фестивалю ледовых ангелов и архангелов — режет ледовые фигуры у Свято-Михайловского собора.
Между тем, пока она занята практической работой, московский художник Михаил Косолапов публично заявил, что собирается вернуть Лосю утерянные части тела. Косолапов участвовал в нескольких ижевских проектах современного искусства (например, «Ижевский Арсенал. Всё из дерева»), однако не создал ни одной постоянной скульптуры, которую можно было бы увидеть на улицах города. В провокационном пресс-релизе он предложил установить рядом с Лосем точку Wi-Fi и табличку с геотегом, чтобы молодожёны могли не просто потереть на счастье причинные места млекопитающего, но «тут же зачекиниться и отправить фото в Instagram». По мнению Косолапова, это стало бы «усовершенствованием памятника».
Поскольку Соловатова и Сурнин вели свои изыскания, не привлекая к ним общественного внимания, Косолапов стал выглядеть первым и единственным художником, обеспокоившимся «кастрацией» Лося. Сейчас общественная дискуссия о том, нужно ли вернуть Лосю корректный исторический облик силами местных скульпторов или превратить его в объект современного искусства при участии «московского гостя» вышла на российский уровень.