«Хромой» закон. Почему бездомных животных в Удмуртии не становится меньше?

Депутаты Госдумы, принявшие закон, считают, что с 1 января бродячих собак на улицах быть не должно. Что делать, если они всё-таки есть? © / Светлана Стовбун / АиФ

В январе вступил в силу Закон РФ «Об ответственном обращении с животными».

   
   

«Потерялась собака. Вернувшему – вознаграждение 5000 рублей». Это объявление Светлана Моховая из Ижевска подала после того, как её любимец сорвался с цепи и потерялся. Позже выяснилось, что пса поймал мужчина. Затем увёз и выпустил в Граховском районе.

Бездомными собаки могут стать не по вине своих хозяев. Однако зоологи утверждают, что 80 % собак и кошек оказываются на улице именно потому, что от них отказались хозяева.

«По улице ходить невозможно – собаки бегают. Когда администрация района собирается эту проблему решать?» – спрашивает наша читательница Надежда Князева из Балезино.

Вопрос женщина обращает по адресу верно. Закон, вступивший в силу, ответственность за сокращение численности бездомных животных с плеч государственной власти переложил на органы местного самоуправления. Делегирование полномочий по борьбе с безнадзорностью четвероногих на места в Удмуртии произошло ещё в 2012 г. Тогда был принят Закон УР «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по отлову и содержанию безнадзорных животных». Бездомных собак и кошек попросту уничтожали. Неслучайно зоозащитники относят Удмуртию к тем регионам, где «ситуация требует коренного перелома».

Этот перелом должен наступить с новым законом. Животных убивать теперь запрещено. При нарушении запрета можно лишиться свободы сроком на пять лет. Бездомных животных нужно размещать в приютах. Если мест в них на всех бродяжек не хватит – стерилизовать, вакцинировать от бешенства и других заразных болезней. А потом снова отпускать в естественную среду обитания. Ответственность за строительство и содержание приютов также возложена на органы местного самоуправления.

Ни отстрела, ни стерилизации

«Эта собачья свора в посёлке появилась недавно. Собак привезли и оставили неизвестные. Теперь они стерегут помойки, разрывают мешки с мусором и пугают детей. Мы обратились в администрацию поселкового совета за помощью. Нам объяснили, что с собаками ничего сделать не могут. Но пообещали, что всё прояснится в пятницу. Оказалось, на этот день назначена сессия районного Совета депутатов, которая должна поставить вопрос о бездомных собаках. Получается, местная власть только начинает проблему обсуждать!» – возмущается Алексей Бабкин из Нюрдор-Котьи Вавожского района. 

   
   

Свою несостоятельность в борьбе с бездомными животными чиновники разных уровней власти демонстрируют давно. С одной стороны, практиковавшийся до нынешнего года отстрел не уменьшил число брошенных собак. Точное количество никто не назовёт. Но о том, что оно остаётся стабильным, говорит статистика Управления Роспотребнадзора. За 11 месяцев прошлого года в больницы республики обратились 4592 покусанных человека. И в 2018 г. таковых было не меньше. Треть из них – дети до 14 лет.

Отстрел, как метод борьбы с бездомными животными, Всемирная организация здравоохранения давно признала неэффективным. Наиболее действенной она считает стерилизацию. Опыт подтверждает, что на локальной территории достаточно стерилизовать каждую третью бесхозную суку. И тогда численность животных стабилизируется. Но стерилизацией животных с улицы удмуртские чиновники до сих пор заниматься не желали: для этой процедуры нужны приюты.

Кстати, идея строительства приютов для бездомных животных вовсе не нововведение нового закона. «Регулирование численности безнадзорных животных путём их отлова и содержания в специализированных питомниках» оговаривается в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ ещё в 2010 г. Ни одного муниципального приюта за минувшее десятилетие в Удмуртии не построили. В соседних регионах приюты уже работают. Первые три муниципальных приюта планируют открыть в Ижевске, Глазове и Можге к 2023 г. Как изменится численность одичавших собак и кошек за это время? И как всё возрастающая популяция будет соседствовать с людьми?

Денег нет

До нынешнего года отлов и отстрел бродячих животных рассматривались, как мероприятия по недопущению бешенства среди людей. Бешенства среди людей в республике нет с 2007 г. Но вовсе не потому, что людей не кусают больные собаки. Людей от заражения бешенством спасает своевременная вакцинация. А бешенство среди животных выявляется регулярно. В прошлом году по шесть случаев было зарегистрировано в Увинском и Можгинском районах, пять – в Кизнерском. В начале февраля случай бешенства выявлен в Ленинском районе Ижевска.

С нынешнего года отлов бродячих животных рассматривается преимущественно под углом гуманного к ним отношения. Реальностью гуманность станет после введения в эксплуатацию приютов. Чиновники ижевской мэрии озвучили стоимость работ по реконструкции подходящего здания: 30-70 млн руб. Они признали, что этих денег в город­ском бюджете нет. Есть ли деньги на строительство приютов для бездомных животных в сельских районах республики?

Итак, в действие вошёл ещё один «хромой» закон. Депутаты Госдумы, его принимавшие, заявляют: с 1 января бездомных животных на улицах быть не должно! Что делать, если они всё-таки есть? Обращаться за помощью в суды. Ответственных за четвероногих бродяг закон обозначил чётко.

Смотрите также: