Город-женщина: если Ижевск - «дама», то во что ее лучше одеть?

«АиФ-Удмуртия», Дарья Соловьева.

   
   

Застывшая музыка

- Это была реконструкция Троицкой церкви. Мы восстанавливали ее совместно с архитектором Сергеем Макаровым. Здание было в полнейшем запустении. Даже настоящей колокольни не осталось. Колокола были нарисованными. Шли 1980-е коммунистические годы. Партия старалась  контролировать все сферы деятельности. Нас не раз вызывали «наверх». Это усложняло работу. Когда мы ее закончили, нас больше всего радовало то, что здание действительно нужно людям.

- Какие объекты вам нравится создавать?

- Дома.  Это главные объекты в любом городе. Проектирование жилья - самое простое и самое сложное дело одновременно. В этом пространстве человек проводит большую часть жизни, поэтому нужно задумываться над каждой деталью.

- Есть мнение, что архитектура - застывшая музыка. Как рождается ваша музыка?

- Проектирование - синтез несоединимого: точного расчета и полета фантазии. Чтобы найти точку слияния, иногда нужно сделать множество вариантов. Но конечным всегда будет тот, который больше подходит заказчику. Для этого и существует архитектура, чтобы делать пространство удобным для человека.

   
   

- На вас не давит эта зависимость от заказчика?

- Когда начинает давить, я «отдыхаю». Вкладываю свои знания и опыт в студентов. Но действительно свободным от всех рамок меня делает живопись.

Свет картин

В кабинете Александра Зорина «застывшая музыка» льется со всех сторон. Только деревянные рамки удерживают ее потоки на холсте. Иначе бы она затопила собой все пространство небольшого кабинета.

- Это сочетание ассоциативной графики и цвета, - показывает на свои работы архитектор. - На одном холсте умещаются самые невообразимые оттенки: сочные зеленые, небесные голубые, яркие фиолетовые.

Ко мне приходят разные люди. Многие из них говорят, что от моих картин идет свет. А я сижу и думаю, не дурак ли я, может и правда идет?!

Среди коробок

- Ижевск - это женщина, - утверждает архитектор. - У города черты настоящей удмуртки: кроткая и покорная. В ней много скрытого резерва и красоты. А неопрятность от того, что она во всем подчиняется мужчине, который не очень заботится о ее внешнем виде.

- Почему не заботится?

- Заказчик пока не готов, - переходит от фантазии к реальности Александр Зорин. - Мало кто сегодня хочет вкладывать деньги в архитектуру.

- Дешевой и при этом красивой архитектуры не бывает?

- Если и бывает, то ненадолго: такие здания быстро разваливаются. Чтобы объект служил долго, нужны хорошие материалы и профессиональные исполнители. Это требует крупных инвестиций. Больше всего заказчик не желает вкладываться в интеллект архитектора, сам проект. Поэтому мы видим вокруг себя «коробки». Когда штампуют детали, а потом собирают из них дома, это не архитектура, просто ремесло.

- Есть такие объекты, которые вам бы хотелось снести, чтобы они не уродовали город?

- Нет смысла в том, чтобы сносить специально. Это нужно тогда, когда другого выхода нет. Так, например, сносятся бараки, которые уже невозможно восстановить. Это оправданное решение: на их месте вырастут новые спальные районы. Сносить я пока ничего не хочу, но переделать некоторые объекты есть желание. На улице Удмуртской сейчас строится здание для полицейских. Мало того, что его «загнали» в яму, у него нет никаких пропорций. Вот так на наших глазах, по вине архитекторов, вырастает новая «коробка».

- Но во что, на ваш взгляд, необходимо переодеть Ижевск? Какие аксессуары добавить в гардероб?

- Во-первых, нужно реконструировать исторические объекты. Они не только украсят Ижевск, но и привлекут туристов. Если у города нет на это средств, можно привлечь частных инвесторов. Сдать им объекты в аренду, с жестко обозначенными правилами содержания архитектурных памятников. Во-вторых, можно добавить больше парков и скверов. В-третьих, построить культурные объекты. Все это нужно делать постепенно и обдуманно. Чтобы современные объекты не нарушали существующей архитектуры города. Они должны развиваться в комплексе, сращиваться и проникать друг в друга.

Плоские крыши

- Китайцы по поводу архитектуры говорят так: у кого плоские крыши, у того плоские мозги. Человек, который находится в сложно созданном и красивом пространстве, мыслит не линейно, у него развита фантазия, просто потому, что он имеет возможность вбирать культуру, которой его окружили архитекторы.

- Тогда получается, что одна среда может одухотворить и возвысить, другая наоборот - принизить…

- А третья свести с ума. Можно заложить в городское пространство совершенно разные функции. Несменяемый несколько десятилетий тренд архитектуры - стекло, бетон и высота, приводит человека в беспокойство и нервозность. Среди огромных зданий, он ощущает себя муравьем. Я за то, чтобы создавать не урбанистические пейзажи, а среду, в которой человеку комфортно.

Досье

Фото: Из личного архива

Александр Зорин родился в 1956 г. в с. Рязановка Оренбургской области. Окончил Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт по специальности «архитектура». Руководит творческой мастерской «РК Проект». Преподает в ИжГТУ. Председатель правления удмуртского отделения Союза архитекторов России.

 

Смотрите также: