Пешком по бездорожью. Почему забывают про северные территории?

Дорога на Сергино – это месиво из грязи и луж. © / Группа "ВК" "Балезино"

В деревне Тимёны Кезского района начался ремонт дороги по ул. Советской. Деньги на дорожные работы собирали всем миром.

   
   

Муниципальное образование «Степанёнское», в состав которого входит эта деревня, победило в конкурсе проектирования общественной инфраструктуры. Условия конкурса: аккумулировать средства населения, спонсоров и государственной казны. Стоимость работ в Тимёнах – 1 млн 58 тыс. руб. И 6 % от этой суммы внесли сами жители.

Пожертвовали досугом

Помимо дорожного ремонта сельчане хотели, чтобы у них обустроили детскую площадку, установили уличные тренажёры, отремонтировали здание клуба и обновили мебель в детском саду.

Деревянный клуб в Тимёнах на 169 человек – единственное помещение для общественных сходов. При этом его убранство и наружные стены намертво застряли в середине прошлого столетия. И детский сад мебелью тоже комплектовали в советское время. Но жители Тимён ради дороги пожертвовали и тренажёрами, и клубом, и комфортом детей. Дорога оказалась важнее. Но почему-то чиновники этого не понимают: дороги до северных удмуртских деревень остаются непроезжими.

Как исчез сельсовет

На дороге от Кеза до Кулиги асфальт есть только на отдельных участках. Большая её часть – грунтовка. В распутицу её размывает, но периодически колеи выравнивают грейдеры. И непривередливые местные автомобилисты такую дорогу считают вполне проезжей. А вот от Кулиги, дальше на север, дорог для легковушек практически нет. До Степанёнок 15 км пути. Но на обустройство этого небольшого участка ни районные, ни республиканские, ни федеральные чиновники деньги выделить не могут.

О межпоселенческих дорогах и говорить не приходится. На карте проблем Кезского района в 2017 г. были обозначены дороги: Степанёнки – Фарафоново, Симачёнки – Гавшино, Саватята – Кирёнки, Степанёнки – Саватята, Степанёнки – Петроконово, Пронята – Кагушёнки, Степанёнки – Сурдовай. Их общая протяжённость – 13 км 80 м. Покрыть эти направления песчано-гравийной смесью – и проблема исчезнет. Но пока исчезают сами деревни. С 2017 г. опустели Кирёнки, Симачёнки, Саватята. Лет пятнадцать назад с административной карты Удмуртии исчез целый Абросят­ский сельсовет!

«Сейчас на месте Абросят и окружающих деревушек пусто. Ничего не напоминает о недавнем присутствии там человека, – говорит председатель СПК «Сергинский» Балезинского района Николай Савин. – А какой богатый совхоз был! Но не смог вписаться в рыночную экономику и обанкротился. Не стало работы – люди разъехались».    
   

По мнению Николая Андреевича, северный природный ландшафт и бездорожье увеличивают себестоимость сельхозпродукции на 50 %.

«В снабженческо-сбытовой части наш СПК зависит от Карсовая, – продолжает он. – До него от райцентра проложен асфальт. Закупщики молока, продавцы ГСМ и комбикормов до него доезжают. От Карсовая до Сергино дорога «жидкая». По ней горючку и комбикорма мы доставляем автосоставами: бензовоз цепляем к К-700 или Т-150. Бензовоз маленький – большой не проходит по такой дороге. И с горючим возникают перебои в период полевых работ. Пытаясь их избежать, в прошлом году на частичный ремонт дороги до Карсовая СПК вложил около 200 тыс. руб. А ведь чиновники говорили о том, что деньги выделили на ремонт шестнадцати километров. Но ни одного километра не отремонтировали ни в прошлом году, ни в нынешнем. Почему не строят дорогу – внятного ответа не дают. По слухам, торги своевременно провести не смогли. А я считаю, что просто захотели забыть про нашу территорию, лишить её развития. Ещё пятнадцать лет назад крестьянин понимал: увеличишь надои молока – получишь развитие социальной сферы. Все эти годы мы наращивали поголовье скота, надеялись, что власти оценят наше рвение и наградят хотя бы хорошей грунтовой дорогой. Сейчас для большого поголовья мы завозим корма по бездорожью и несём огромные убытки. При этом нам говорят: «Равняйтесь на чемпионов!» В пример ставят сельхозпредприятия из южных районов с крепкой экономической базой и хорошими дорогами, которые были ещё в советское время. Это ведь как на одну дистанцию здорового бегуна и инвалида ставить. Вот у северных деревень – перспективы бегуна на костылях. И это ничуть не прельщает молодых специалистов. В наш, самый северный колхоз республики, выпускники сельхозинститута не едут!»

Выпускники Степанёнской школы, если поедут получать профессию, тоже, наверное, не захотят возвращаться в родные края. С малых лет им приходится терпеть территориальную несправедливость: из-за плохих дорог по Степанёнскому муниципальному образованию школьный автобус не курсирует.

Смотрите также: