В деревне Тимёны Кезского района начался ремонт дороги по ул. Советской. Деньги на дорожные работы собирали всем миром.
Муниципальное образование «Степанёнское», в состав которого входит эта деревня, победило в конкурсе проектирования общественной инфраструктуры. Условия конкурса: аккумулировать средства населения, спонсоров и государственной казны. Стоимость работ в Тимёнах – 1 млн 58 тыс. руб. И 6 % от этой суммы внесли сами жители.
Пожертвовали досугом
Помимо дорожного ремонта сельчане хотели, чтобы у них обустроили детскую площадку, установили уличные тренажёры, отремонтировали здание клуба и обновили мебель в детском саду.
Деревянный клуб в Тимёнах на 169 человек – единственное помещение для общественных сходов. При этом его убранство и наружные стены намертво застряли в середине прошлого столетия. И детский сад мебелью тоже комплектовали в советское время. Но жители Тимён ради дороги пожертвовали и тренажёрами, и клубом, и комфортом детей. Дорога оказалась важнее. Но почему-то чиновники этого не понимают: дороги до северных удмуртских деревень остаются непроезжими.
Как исчез сельсовет
О межпоселенческих дорогах и говорить не приходится. На карте проблем Кезского района в 2017 г. были обозначены дороги: Степанёнки – Фарафоново, Симачёнки – Гавшино, Саватята – Кирёнки, Степанёнки – Саватята, Степанёнки – Петроконово, Пронята – Кагушёнки, Степанёнки – Сурдовай. Их общая протяжённость – 13 км 80 м. Покрыть эти направления песчано-гравийной смесью – и проблема исчезнет. Но пока исчезают сами деревни. С 2017 г. опустели Кирёнки, Симачёнки, Саватята. Лет пятнадцать назад с административной карты Удмуртии исчез целый Абросятский сельсовет!
По мнению Николая Андреевича, северный природный ландшафт и бездорожье увеличивают себестоимость сельхозпродукции на 50 %.
«В снабженческо-сбытовой части наш СПК зависит от Карсовая, – продолжает он. – До него от райцентра проложен асфальт. Закупщики молока, продавцы ГСМ и комбикормов до него доезжают. От Карсовая до Сергино дорога «жидкая». По ней горючку и комбикорма мы доставляем автосоставами: бензовоз цепляем к К-700 или Т-150. Бензовоз маленький – большой не проходит по такой дороге. И с горючим возникают перебои в период полевых работ. Пытаясь их избежать, в прошлом году на частичный ремонт дороги до Карсовая СПК вложил около 200 тыс. руб. А ведь чиновники говорили о том, что деньги выделили на ремонт шестнадцати километров. Но ни одного километра не отремонтировали ни в прошлом году, ни в нынешнем. Почему не строят дорогу – внятного ответа не дают. По слухам, торги своевременно провести не смогли. А я считаю, что просто захотели забыть про нашу территорию, лишить её развития. Ещё пятнадцать лет назад крестьянин понимал: увеличишь надои молока – получишь развитие социальной сферы. Все эти годы мы наращивали поголовье скота, надеялись, что власти оценят наше рвение и наградят хотя бы хорошей грунтовой дорогой. Сейчас для большого поголовья мы завозим корма по бездорожью и несём огромные убытки. При этом нам говорят: «Равняйтесь на чемпионов!» В пример ставят сельхозпредприятия из южных районов с крепкой экономической базой и хорошими дорогами, которые были ещё в советское время. Это ведь как на одну дистанцию здорового бегуна и инвалида ставить. Вот у северных деревень – перспективы бегуна на костылях. И это ничуть не прельщает молодых специалистов. В наш, самый северный колхоз республики, выпускники сельхозинститута не едут!»
Выпускники Степанёнской школы, если поедут получать профессию, тоже, наверное, не захотят возвращаться в родные края. С малых лет им приходится терпеть территориальную несправедливость: из-за плохих дорог по Степанёнскому муниципальному образованию школьный автобус не курсирует.
Смотрите также:
- Непроезжая часть. Почему жители Светлого и Талицы остаются отрезаны от мира →
- ... Будут ли реконструировать трассу «Ижевск - Сарапул»? →
- Почему малые деревни фактически обрекают на вымирание? →