В Ижевской организации Всероссийского общества слепых — 1200 человек, в республике — примерно четыре тысячи. В большинстве своём это люди старше 50 лет. Молодых — одна тысяча, в нашем городе — 200-300 человек. Это не считая детей: в общество слепых вступают, достигнув 18 лет. По мнению председателя Удмуртской региональной общественной организации инвалидов «Азимут» Елены Суслопаровой, если смотреть реальную картину, то процент инвалидов по зрению будет выше. Нюансы жизни людей с ограничениями по зрению узнала корреспондент «АиФ в Удмуртии».
Научите писать проекты!
Елена Суслопарова: Мы ограничены в трудоустройстве. Нам доступны профессии массажиста, учителя, музыканта, юриста, оператора в колл-центрах. Но не всегда работодатель хочет видеть инвалида по зрению среди своих работников. И эта ситуация, к сожалению, формирует у людей с инвалидностью потребительскую позицию: нас на работу не берут, нас видеть не хотят, значит, я не буду работать вообще. То есть незрячие зачастую возлагают вину на работодателя.
— Может быть, причина и в недостаточной компетентности соискателя?
— Когда я пыталась устроиться юристом (в 2015 году я закончила факультет права и гуманитарных наук ИжГТУ по специальности юриспруденция), то получала немало отказов. Но я никогда не говорю, что не работаю юристом, потому что меня не взяли на работу. Нет, я не работаю, потому что поняла: это не моё, мне это не нравится. Я нашла себе другую сферу деятельности. И хочу показать другим незрячим те сферы, в которых они могут себя реализовать, и получать помимо этого какой-то доход. Кроме трудоустройства, жизнь незрячих ограничена и в бытовом плане. Не все, к сожалению, могут осуществлять самообслуживание. Живут с родителями, которые их опекают. Такому человеку сложно приспособиться к самостоятельной жизни. Его сложно вытащить из своей зоны комфорта, но попробовать сделать это всё-таки хотелось.
От идеи до игры
— Желание увести людей с ограниченными возможностями из зоны комфорта подтолкнуло вас к активной деятельности?
— В феврале 2016 года меня выбрали председателем организации инвалидов «Азимут» и это дало возможность заняться проектной деятельностью. У меня были идеи проектов, но кто-то бы научил их воплощать в жизнь? Нужна же какая-то компетенция для того, чтобы знать, как написать и реализовать проект. И тут в апреле 2016 года я с случайно узнала о форуме проектирования «Фаст», который проходил в рамках республиканской программы по подготовки проектов «Фаст.Революция».
В течение двух дней нас учили писать проекты. Я написала проект «Теннис вслепую». Пришло время его защиты, думаю: «Что мне терять? Пусть раскритикуют, зато узнаю свои ошибки, в следующий раз их учту». Но жюри понравился мой проект.
— Что было дальше?
— Проект одобрили и начали продвигать. 28 апреля прошлого года состоялся молодёжный форум «Достояние республики», куда меня пригласили. Те проекты, которые прошли площадку «Фаст» и получили одобрение экспертов, без конкурса проходят на «Достояние республики». И там мой «Теннис» получил небольшое финансирование — 10 000 рублей!
Это меня воодушевило на дальнейшее движение в этом направлении. Я съездила на форум «iВолга-2016» и выиграла грант (150 тысяч рублей), на сумму которого купила первый теннисный стол для незрячих и всё необходимое оборудование: ракетки, звенящими шарики, специальные очки, перчатки...
— Первый? А сколько их в республике?
Другой стол остался в Ижевске в детско-подростковом клубе «НИКА». Туда ходят и слабовидящие учащиеся школы № 53. Когда я писала этот проект, я понимала, что могу не найти тренера по шоудауну, но мне так хотелось, чтобы этот вид спорта стал доступным в республике! Поэтому для меня большая радость, что всё идёт так, как я задумывала.
Идём в поход!
— Какой был следующий проект? Удалось ли его реализовать?
— После «iВолга-2016» я съездила на форум «Территория смыслов» с другим проектом «Туризм для незрячих» и выиграла грант на 300 тысяч рублей на его реализацию. В 2017 году мы организовали четыре двухдневных туристических похода для незрячих и слабовидящих в разные районы Удмуртии. Сама я тоже участвовала во всех этапах походов.
— В какие районы вы ходили?
— Первый поход проходил в комфортных условиях в лагере «Волна», расположенном недалеко от Ижевска, я бы даже назвала его турслётом. Там мы обучили ребят собирать и разбирать рюкзаки, устанавливать палатки, разводить костёр. Они прошли полосу препятствий, ориентирование на местности. Второй был в Воткинском районе, мы расположились на берегу Сивы. До Воткинска нас довёз автобус, а до лагеря шли пешком. Испытали на себе все прелести пешего туризма: подъём в гору, спуск, высокая трава. Затем сходили в поход в Шарканский и Завьяловский районы.
— С какими сложностями столкнулись при реализации проекта?
— Сложность была в выборе района для похода. Нужно, чтобы это было доступно и безопасно. В Воткинском районе место под лагерь даже пришлось обрабатывать от клещей. Также сложность была с поиском волонтёров. Были и единичные недовольные участники. Вроде бы людям объясняешь, на что они идут, но не все до конца понимают, считая, что до палаточного лагеря их должны довезти и создать более комфортные условия внутри него. Но главное, незрячие активно участвовали именно в организации палаточного лагеря: сами ставили палатки, готовили еду на костре. Это своего рода спортивная реабилитация и социально-бытовая адаптация людей с нарушением зрения.
— Сколько человек участвовало в походах?
— В среднем 24 инвалидов по зрению в каждом походе. Плюс ещё волонтёры, по одному на двух незрячих, медработник и куратор Савелий Пчелов — член общественной организации инвалидов «Благо». Для большинства незрячих это был первый поход.
— Незрячие и слабовидящие, наверное, передвигаются по городу только знакомыми маршрутами, а тут поход?..
— Даже есть люди, которых сложно заставить выйти на улицу. Им нужна серьёзная реабилитация. Вот почему я и занялась этим проектом, думала: если в городе им неинтересно, страшно, то, может быть, под руководством и сопровождением волонтёров и куратора они почувствуют себя в безопасности, решатся выйти в поход на природу, и это расширит их границы.
— Насколько востребованной у незрячих оказалась ваша затея?
— Проект востребован. Многие из участников говорили, что для них это было необычно, незабываемо, они получили новые впечатления. Кое-кто смог даже порыбачить в этих походах, получается, вслепую. В следующем году планируем новые походы с большим количеством участников, сделать межрегиональный поход, с участием незрячих из других регионов. Более того, я думаю выйти на новый уровень и сделать эти походы инклюзивными, хочу пригласить в поход в качестве участников не только незрячих, но и здоровых людей. Правда, тут есть свои сложности: здоровые люди хотят быть именно волонтёрами, но не желают участвовать в походе наравне с незрячими. Хочется, чтобы наш проект «Туризм для незрячих», стал туризмом для всех. Меня сейчас как раз интересует тема инклюзивного взаимодействия здоровых людей и людей с инвалидностью, в рамках которого человек с инвалидностью может выступить в роли наставника для здорового человека, и, таким образом, оба смогут раскрыть свои скрытые таланты или возможности.
В городе сложнее
— Будете ли разрабатывать для незрячих маршруты по Ижевску и другим городам?
— Я об этом думала. Это тоже очень интересно. Но сложнее, чем организовать выход на природу.
— Что для этого нужно?
— Нужна техническая поддержка, навигационные устройства. Хотя можно и без них, если зрячий поведёт незрячих. Но хотелось бы, чтобы незрячий человек был более самостоятельным в этом отношении. В общем городской туризм для незрячих тоже есть в задумках. И если не следующим летом, то через два года она будет реализована. Мы уже договорились с Воткинской организацией Всероссийское общество слепых провести квест в музее имени Чайковского следующим летом.
— В других регионах есть такой опыт, когда незрячие изучают свой город?
— Есть. В Набережных Челнах и Екатеринбурге. Я сама была участницей квестов, которые там проводят. Например, в Набережных Челнах разбивают участников на команды по три незрячих человека. Им дают задания: дойти до магазина, купить продукты, проехать на автобусе до парка, зайти в кафе с самообслуживанием, обслужить себя. Волонтёр находится поблизости, однако незрячие не ощущают его, он следит за тем, как команда справляется с поставленной задачей.
Очень хочется подобное провести в Ижевске. Но для этого нужно сначала незрячих научить хорошо ориентироваться в родном городе.
Смотрите также:
- «Победы наскоком — редкость». Необходимость системной работы на форумах. →
- «Говорящие сердцем». Как вовлечь в творчество слабослышащих детей →
- Крепкие традиции. Зачем российским немцам родной язык? →