Елена Романова, АиФ-Удмуртия: Елена Ароновна, сложности бывают у каждого учителя. С чем сталкиваются сурдопедагоги?
Елена Малхасьян: - Во-первых, категории детей с нарушенным слухом очень разнообразны, и методически работа с ними идёт разная. А во-вторых, мир людей с нарушенным слухом в каких-то моментах - другая планета с иными интересами, с их особым отношением к людям слышащим. К сожалению, не всегда оно позитивно. Главный редактор газеты «Мир глухих», кандидат педагогических наук, очень образованный и тоже глухой человек, считает, что тот, кто пользуется жестами, - свой, «родная кровь», а слышащие - это всё-таки чужие.
- Чем вызвана отгороженность: их обижает наш мир?
- Их наш мир не обижает. Отсутствует должное взаимопонимание: мы можем хорошо общаться и понимать друг друга, если владеем единым языком общения. У них (особенно у людей с наследственной глухотой) основное средство общения - жестовый язык. А слышащие им не владеют: в магазинах, поликлиниках, на транспорте, в соцслужбах этого языка нет.
Сейчас на уровне правительства предложено обучать чиновников жестовому языку, чтобы они могли помочь глухим разобраться в каких-то вопросах. У меня это вызывает некоторые сомнения: помимо того, что людей этому надо обучить, жестовый язык, как и любой другой, требует постоянного общения. А оно вряд ли возможно: по сравнению с миром слышащих, глухих немного.
Особый язык
- И как любой другой, жестовый язык ещё нужно захотеть учить…
- Конечно. Учителя, например, ежедневно общающиеся с глухими детьми, этот язык хорошо знают, и ученики их за это очень уважают. Если же слышащая сторона его не знает, то возникают проблемы - даже между родителями и детьми. Слышащие родители не всегда видят в жестовом языке путь к душе своего глухого ребёнка - в силу непонимания, ложной стыдливости за то, что их ребёнок размахивает руками. Это результат невысокой культуры нашего общества и толерантности по отношению к особым людям.
Пока ребёнок маленький, он ходит в дошкольные учреждения, где с ним занимаются, его развивают. Родители ещё контролируют малыша, способны помочь ему, и всё более-менее благополучно. Но ребёнок становится подростком, у него начинаются внутренние переживания и проблемы: опыт первой любви, разочарований и предательства. Это вещи, которые нужно обсуждать, желательно, с родителями. Но в семье не знают жестового языка, а ребёнок не может это выразить словами –его словарь скуднее чем у человек слышащего.
- А у родителей есть возможность научиться жестовому языку?
- Несомненно. Есть такие курсы, в Москве, в частности, в Центре образования глухих и жестового языка работают группы русского жестового языка для педагогов, сурдопереводчиков и родителей. Последние, научившись жестовому языку, получают возможность «слышать» своего ребёнка. Даже если он не хочет что-то рассказывать, они могут за ним понаблюдать, и его жесты помогут им узнать о каких-то его трудностях. В Томске я проводила круглый стол на тему жестового языка со студентами и глухими старшеклассниками. И вдруг ученик 11 класса спрашивает: «У глухого обязательно родиться глухой ребёнок? А я хотел бы слышащего». Они об этом думают. И кто-то должен об этом с ними говорить.
- Почему родители не хотят знать язык, нужный их ребёнку?
- Я боюсь употреблять эти слова «не хотят»: наверное, когда-то им либо не смогли объяснить необходимость этого, либо потому, что в официальной сурдопедагогике жестовый язык считается вспомогательным средством обучения. Если вы приходите в государственную школу 1 вида (для глухих), то согласно учебному плану и программам, ведущим средством обучения является словесный язык.
- Как глухие дети понимают слова: им помогает чтение с губ?
- Читать с губ довольно трудно: в русском языке 33 буквы и 42 фонемы, и не все звуки хорошо видны на губах, как, например, гласные О и А. Есть звуки, которые на губах не видны вообще: например, К,Г,Х. И догадаться трудно, о чём говорит человек: «кошка», «ложка» или иное созвучное слово?
Но если слово стоит в определённом контексте, когда его можно угадать, то чтение по губам облегчается. Студентам я предлагаю понять слово, которое произнесу без голоса.
Есть, конечно, глухие, которые хорошо читают с губ, их не так много и, как правило, это люди хорошо образованные - широкие знания помогают им догадываться.
Выбрать сообщество
- Вы занимаетесь сурдопедагогикой много лет. Происходят ли какие-то изменения в этой области?
- Если говорить об инновациях в этой сфере, то много появилось нового и полезного. Например, верботональный метод. Он предполагает использование высококачественной аппаратуры, которую можно настраивать таким образом, чтобы тот частотный диапазон звуков, которые ребёнок слышит с помощью слухового аппарата, помогал наилучшим образом различать звучащую речь. Развивается речь и за счёт вибрационной чувствительности, которая играет важную роль в формировании звукопроизношения. Это важное направление в сурдопедагогике.
Сейчас очень популярна кохлеарная имплантация: операция заключается в электростимуляции волокон слухового нерва, если они живы. И тогда ребёнок получает физиологическую возможность слышать. Таких операций делается много, но не всегда врачи и родители трезво оценивают то, что они хотят получить. Сама надежда на то, что ребёнок будет слышать и говорить, многих родителей подкупает, и они соглашаются на имплантацию. Однако эйфория у родителей быстро проходит. Ребёнок получает физическую возможность слышать, но он не становится слышащим человеком в прямом смысле этого слова. Он становится слабослышащим. Слух есть, но речь «автоматически» не появится - её надо создавать. Для этого нужна длительная и трудоёмкая работа, нужно создать среду, в которой бы ребёнок получал правильные образцы речи. Если эта работа идёт с малышом, прооперированном в возрасте до 3 лет, результаты хорошие: у него ещё не накопилось тех «неправильностей» в артикуляции, в грамматическом строе, которые есть у глухих детей, начиная со старшего дошкольного возраста.
Представьте глухого ученика 3-4 класса. Говорит он плохо, потому что не слышит - даже слуховой аппарат не может ему обеспечить правильную речь. У такого ребёнка она не всегда понятная, её грамматический строй нарушен, потому что для его формирования нужно постоянно получать правильные образцы. В школе их не так много, и словарный запас такого ребёнка ограничен. И когда после операции он впервые хорошо слышит, нужно разрушить уже сформированные у него стереотипы речи. Это сложная, длительная для достижения хороших результатов работа - до 10 лет.
Другое изменение касается отношения к жестовому языку. Во всем мире он признан особой лингвистической системой, чего и заслуживает.
В нашей стране ситуация с жестовым языком идентична ситуациям в других странах. Везде есть сторонники (их много) словесной, устной речи: это ориентация на интеграцию глухих в общество слышащих. С этой позиции, ребёнок с нарушением слуха должен говорить как здоровые сверстники. И во всех странах есть глухие люди, которые относят себя к обществу глухих. Это культурно-лингвистическое сообщество считает, что общение на жестовом языке - не только их право, но и детей нужно обучать именно на этом языке.
Такое различие взглядов будет всегда, и выбор остается за родителями. Они приведут ребёнка либо в специальную государственную школу, либо, считая, что их ребёнок никогда не будет размахивать руками, найдут ему другое учреждение и с детства будут ориентировать его на общество слышащих.
- Но выбирать будущее маленького человека трудно.
- Я стараюсь думать об этом с житейской точки зрения. Пока человек маленький - это одно существо. Когда он вырастает, то уже сам встаёт перед выбором - в пользу общества глухих или слышащих. Вопрос и в том, кого он выберет в спутники жизни: если это здоровый человек, он идёт за ним в общество слышащих.
Но есть молодые люди, которые сознательно останутся в обществе глухих: это жестовый язык и общение в узком кругу.
В ситуации выбора важно иметь информацию от сурдопедагогов: родители должны знать, какой путь ждёт ребёнка, как и с кем он будет общаться. Наверное, родителям нужно поговорить и со взрослыми глухими людьми, у которых есть опыт учёбы в школе и жизни среди слышащих. Вопросы: какие у них были проблемы, есть ли у них друзья, жены-мужья, дети - люди с нарушенным слухом встречают с пониманием.
Смотрите также:
- «Говорящие сердцем». Как вовлечь в творчество слабослышащих детей →
- Топовая школа. Секреты успеха от завуча ижевской школы № 74 →
- За что не поставят «пятёрку»? →