«АиФ-Удмуртия», Анна Павлова
Как избавиться от некогда полученных психологических травм, и превратить искаженное прошлое в благополучное будущее? Ответы на эти вопросы знает Ольга Пчельникова, врач-психотерапевт.
- Ольга Александровна, в чем разница между психологом и психотерапевтом?
- Эти профессии часто путают. Врач-психотерапевт, в основном, занимается лечением неврозов, это узкая область психотерапии. Психолог же, в первую очередь, работает со здоровыми людьми, у которых есть некие психологические проблемы. Психолог и психотерапевт, впрочем, как и любой другой врач, не может одинаково хорошо разбираться во всех направлениях, психологических нюансах. Но при этом специалисты в этой сфере могут учиться всю свою жизнь. Например, сейчас развивается совершенно новое направление - травмотерапия. Суть лечения сводится к тому, что с помощью различных современных психотерапевтических школ и психологических методик у пациента выявляют психотравмы, которые были получены еще в прошлом. Но эта травма до сих пор держит человека в постоянном стрессе и негативе.
Разные ценности
- Современное общество стремится создать единое глобальное пространство. Какие психологические проблемы, на ваш взгляд, следуют за этим?
- В моем поколении мы жили в традиционалистском обществе, в котором были сильны устои, правила и модели, четко разделявшие, что плохо, а что хорошо. То есть, если ты честный, трудолюбивый, смелый, добрый - это хорошо. Потом мы шагнули в постиндустриальное общество, где мерилом всего стал успех. Поменялись ценности: будь успешен любой ценой, цель оправдывает средства. Сейчас социологи и философы заговорили об информационном обществе. О том бесконечно меняющемся информационном потоке, который не имеет предела и границ. И очень важно в таком обществе быть адаптивным, гибким и открытым, уметь приспосабливаться и при этом не потерять себя. Проблема в том, что формации и устои меняются столь быстро, что люди просто не успевают перестраиваться. В такие моменты образуется брешь между поколениями. У родителей - одни ценности, в то время как дети уже живут по другим «правилам».
- Как это сказывается на жизни всего общества?
- Дети - индикаторы жизни общества. Так вот, в последнее время ценность детей в обществе резко упала. Если в СССР говорили, что в стране только один привилегированный класс - это дети, то сейчас ситуация изменилась. Давайте вспомним, много ли сейчас выпускают настоящих детских мультфильмов, кино, литературы, песен? Мы не говорим о тех произведениях, которые были созданы в советское время и сейчас попросту переиздаются и перепеваются. Почти исчезла детская мода. Девочки одеваются, как взрослые женщины, платья украшены стразами и обтягивают тело ребенка. А 3-летний малыш в бабочке и в шляпе? Здесь ребенок выступает в роли сексуального объекта, опять-таки смываются все границы, и даже возрастные рамки уже никого не останавливают. Все чаще дети рассматриваются в качестве объекта инвестиций. Родители стремятся дать им самое престижное образование, покупают дорогие подарки за успешное окончание учебного года. Ребенок - инструмент достижения собственного успеха. Желания ребенка при этом не учитываются.
Мир на эти изменения откликается правильно. Существует Конвенция о правах ребенка. 1 января 2014 г. введена новая статья, которая закрепляет право ребенка на игру. На детскую игру. Давайте подумаем, как часто наши дети играют? В детских садах они занимаются тем, что готовятся к школе или к очередному утреннику. По сути, игра - это такая деятельность, которая не имеет цели, смысл кроется в самом процессе. Удовольствие, спонтанность, креативность, фантазия… Мы лишаем наших детей детства, мы отнимаем у них то время, когда можно рисовать на обоях, лепить куличики из песка и шлепать по лужам.
Одиночество ребенка
- Дети, лишенные детства и внимания, какие они?
- Наши дети часто бывают одинокими, им не хватает внимания, общения с взрослыми. С одной стороны, родители зарабатывают для ребенка, стараясь обеспечить ему все самое лучшее, но при этом для живого разговора не остается времени. Все общение сводится к контролю: уроки сделал? поел? сдал деньги на обед? Другая сторона проблемы уже очевидна - ребенку кажется, что как личность он не интересен. Отсюда можно ожидать проявление реакции отчаяния у ребенка. Агрессия может быть направлена на себя, когда ребенок шагает вниз с 9 этажа, или на других, так появляются «подростки-стрелки», которые могут прийти с оружием в школу и открыть огонь. Детям нужно, чтобы их жизнь кто-то проживал рядом, разделял его радости и тревоги. И тогда любимый мультфильм станет еще лучше, а детские страхи рядом с взрослыми будут незаметными.
P.S. 16 марта в Ижевске с балкона 8 этажа жилого дома выбросилась 23-летняя студентка УдГУ. В предсмертной записке она объяснила, что причиной самоубийства стало одиночество и непонимание окружающими.
Досье
Ольга Пчельникова родилась в Ижевске.
Окончила педиатрический факультет мединститута.
15 лет проработала в Республиканской психиатрической больнице.
Сейчас - врач-психотерапевт Республиканского клинико-диагностического центра и специалист Межрегионального центра практической психологии и экспертизы «Развитие».
Смотрите также:
- Заменить боль счастьем.Каждый может помочь детям с особенностями в развитии →
- Что вместо помощи? Ижевск рискует потерять центр профилактики «Подросток» →
- Умный родитель учится не на ошибках. Как правильно воспитывать ребёнка? →