Этнографический туризм. Зачем встречаются жители давно затопленной деревни?

В урочище Голюшурма сейчас устраиваются костюмированные экскурсии. © / Светлана Стовбун / АиФ

В этом году исполняется 50 лет, как разъехались жители села Голюшурма — на его месте теперь Нижнекамское водохранилище. В народе говорят, что под воду ушли церковь, спиртзавод и избы селян. Что произошло на этом месте и встречаются ли сейчас уроженцы села выяснила корреспондент «АиФ в Удмуртии».

   
   

«Встречи бывших жителей Голюшурмы проходят ежегодно. Последняя состоялась 1 июля 2017 года, — говорит Анатолий Захаров, председатель автономной некоммерческой организации «Удмуртский этнотуристический центр «Эштерек». — И приурочена эта встреча была к 50-летию Муважинской школы Алнашского района — преемнице школы из Голюшурмы. В честь юбилея мы заложили аллею».

Все постройки в Голюшурме предварительно разобрали на стройматериалы. Церковь к моменту строительства водохранилища была превращена в клуб. Её перепрофилировали еще в 1938 году по решению областной комиссии по вопросам культа: купола разобрали, здание перекрыли досками, внутрь засыпали зерно, поступавшее на местный спиртзавод в качестве сырья. Чуть позднее в здании начали показывать кино и проводить дискотеки. Развлекаясь, никто не вспоминал, что благодаря этой церкви деревушка Голюшурма в 1898 году превратилась в село: в этот год был достроен кирпичный храм, освящённый 28 сентября 1899 года  во имя Вознесения Господня.

Светлана Стовбун, «АиФ в Удмуртии»: А когда была основана деревня Голюшурма?

Анатолий Захаров: В 1811 году её основали русские переселенцы. По преданиям, это были бедняки из села Шурма Вятской губернии, иначе — «голь». Потому место, где они поселились (высокий правый берег Камы) прозвали в народе «голь с Шурмы», а название села в обиходе звучало как «Гольшурма».
В 1864 году традиционный крестьянский уклад местных жителей изменился — купец Иван Григорьевич Стахеев основал винокуренный завод. Весть заводского гудка о начале и конце рабочей смены в хорошую погоду разносилась далеко по окрестным деревушкам. Слышали его жители и моей родной деревни Чёрный Ключ. Бывало, включали гудок и посреди рабочего дня или в выходные. То был сигнал о проводах в последний путь кого-то из голюшурминцев.

156 лет насчитывает история затопленного села.

Быт жителей села отличался от жизни в маленьких деревушках. Заводчане получали зарплату деньгами, которые «обналичивали» на базаре. В советское время кроме него торговля в селе шла в нескольких магазинах сельпо. Работали почта, сберкасса, участковая больница с зубопротезным кабинетом, аптека, библиотека, детский сад. Голюшурму в числе перавых населенных пунктов Алнашского района   радиофицировали, здесь действовала устойчивая телефонная связь.

   
   

— И, несмотря на такой потенциал села, было принято решение о его уничтожении? Значит, строительство водохранилища, по-видимому, было более выгодным?

—  Драматическая история Голюшурмы долгое время у меня вызывала ассоциации с легендой об удмуртском батыре Эштереке, который выпросил чудесного коня у Вумурта (речного языческого божества) перед тем, как отправиться на сражение с татарами. Взамен Эштерек обещал Вумурту привезти плененную княжну. Сражение с татарами легендарный батыр выиграл, княжну пленил, да сам в неё влюбился и передумал отдавать её Вумурту. За это разъярённый речной владыка утянул богатыря в речные пучины. Эта легенда родилась задолго до исчезновения села и, тем более, основания Голюшурмы и, возможно, была навеяна реальными историческими событиями. 

Окрестности затопленного села. Видны остатки оборонительных валов древнего городища. Фото: АиФ/ Светлана Стовбун

Археологи раскопали в окрестностях Голюшурмы два городища и наблюдательный пункт. По сей день на рельефе местности отчётливо просматривается вал городища — защитное сооружение средневековой поры. А археологический памятник — урочище — назвали Голюшурма. Здесь и проходят костюмированные экскурсии в прошлое. Сюда на встречу с легендами и исторической реальностью приезжают туристы и бывшие жители Голюшурмы.

Смотрите также: