Из общего котла. Кто заплатит за замену лифтов в многоэтажках?

В регионе 2434 лифта подлежат замене, так как они уже отработали нормативный срок. © / Софья Штин / АиФ

В феврале 2020 г. в Удмуртии могут остановиться около 2,5 тыс. лифтов. Это касается подъёмников, отслуживших более двадцати пяти лет. Таковы новые правила эксплуатации лифтов по требованиям таможенного союза.

   
   

Затраты на их замену лягут на плечи собственников.

Лифт за полцены

В 2019 г. в республике запустили программу, по которой собственники могут компенсировать 20 % затрат по замене подъёмных механизмов.

«В Удмуртии 2434 лифта подлежат замене, так как они уже выработали нормативный срок, – рассказывает зам. министра строительства, ЖКХ и энергетики Удмуртской Республики Ольга Дубовцева. – Финансовую поддержку по замене лифтового оборудования могут получить жители домов, которые копят средства на капремонт на специальных счетах и имеют на нём не менее 30 % от стоимости замены всех лифтов и оборудования. В этом случае республика, а также город готовы оказать поддержку собственникам в виде компенсации затрат в 20 %».

Эти деньги получат не сами жители, а подрядная организация, которая будет производить работы. Получить средства она сможет только после подписания акта выполнении работ.

По словам председателя общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов» УР Александра Евсеева, в большинстве случаев у собст­венников накоплено 30-40 % необходимых средств. Однако этого ещё недостаточно, чтобы набрать нужную сумму. Стоимость одного лифта для 9-этажного дома – 1 млн 895 тыс. руб. Где собственникам взять ещё примерно половину стоимости?

«Это либо введение дополнительных взносов для жильцов, либо рассрочка платежей от подрядчика, либо получение займа или кредита, – поясняет Александр Евсеев. – Наиболее привлекательный вариант – заём­ные средства, так как у собст­венников есть возможность получить софинансирование процентной ставки по кредиту или займу. Однако организаций, желающих выдавать займы, пока не находится. И в этом главная проблема, почему программа ускоренной замены лифтов не может стартовать в республике в полную силу. Нужно увеличить долю бюджетной поддержки хотя бы до 30 %. А также разработать механизм по предоставлению займов для владельцев специальных счетов для замены лифтов».

   
   

Найти подрядчика 

Другой проблемой для собст­венников станет поиск подрядчика, который согласится дать рассрочку и возьмёт на себя работу по получению субсидии из бюджетов. На сегодня в региональный Минстрой документы на участие в программе подали пять подрядных организаций. Они заключили договоры с УК и ТСЖ на замену 39 лифтов в многоквартирных домах Ижевска. Без сложностей здесь не обходится.

«Деньги на это из республиканского бюджета выделили ещё в июле, – рассказывает министр строительства и жилищной политики Удмуртии Дмитрий Сурнин. – Долго длились процедуры согласования, но без них никак. Процесс пошёл, несмотря на то, что многие говорили:  ничего не получится, никто не согласится с предлагаемыми условиями. Мало денег. Но сегодня других вариантов пока нет. Федеральное финансирование отсутствует, а региональный бюджет очень ограничен в возможностях. В других регионах до сих пор не знают, как решать этот вопрос, где взять средства. Конечно, это не повод для особой гордости, но наиболее готовым и активным собственникам это хорошее подспорье. 39 лифтов – это, конечно, не тот объём лифтового хозяйства, требующего замены, но работы идут. Программу софинансирования продолжат и в следующем году».

Первый лифт по программе установили по адресу ул. Холмогорова, 70. В этом 14-этажном дома два лифта, срок эксплуатации которых более 30 лет. Собст­венники приняли решение о замене одного в этом году, второго – в 2021 г. Чтобы средств, собранных на спецсчёте, хватило на установку второго лифта (с учётом господдержки), приняли решение увеличить взнос на капремонт на полтора рубля.

Времени у собственников всё меньше. Такое количество механизмов за два месяца невозможно заменить даже физически. Сегодня в России не выпускают достаточное количество кабин. Необходимость отсрочки понимают и в региональном Минстрое. Сейчас ведомство решает вопрос о пересмотре техрегламентов, что позволит отодвинуть сроки на пять лет.

Смотрите также: