Какова ситуация в Удмуртии?По данным Росстата, в Удмуртии за 2015 г. по сравнению с 2014 годом на 0,4% произошёл прирост смертности. Более 60% от общего числа умерших скончались на дому. Кроме того, зафиксирован рост смертности граждан трудоспособного возраста.
2/3 недовольных
На этом фоне в Удмуртии продолжается оптимизация здравоохранения. Министр здравоохранения Алексей Чуршин озвучил, что по данным опроса, практически каждый третий житель Удмуртии не доволен доступностью и качеством медицинских услуг в Удмуртии. Себя, кстати, министр записал в 2/3 недовольных. Именно поэтому, на его взгляд, лечебным учреждениям нужна оптимизация.
При этом, как по мнению горожан - потребителей медицинских услуг, так и по мнению профессионального сообщества, иногда в Минздраве УР не совсем понимают, что изначально оптимизация подразумевает поиск лучшего варианта. Решения ведомства, по мнению общественности, выглядят зачастую необдуманными. И вызывают волны недовольства.
Люди против
В Ижевске возмущает слияние ГКБ № 6 и городской поликлиники № 4, ГКБ № 8 им. Однопозова и городской поликлиники № 3, перевод стационара детской больницы «Нейрон» в 7-ю детскую больницу.
В Сарапуле своя «оптимизация» - объединение горбольниц № 1 и № 2 и превращение Сарапульской станции «скорой помощи» в отделение одной из местных больниц.
«В Сарапуле задача стоит, во-первых, сделать единое юрлицо, чтобы снять юридические и административные барьеры, - говорит Алексей Чуршин. - Сейчас, чтобы оказать услуги, которых в одном учреждении нет, главврач по закону должен объявить торги и закупить их у другого учреждения, которое их предоставляет, но не факт, что оно согласится это сделать. Вторая задача - кадровая. В обеих больницах есть дублирующие подразделения. Мы хотим сконцентрировать в рамках конкретной больницы кадровый потенциал и оборудование, чтобы привести качество оказания услуг в соответствие с федеральными стандартами. Что касается «скорой помощи» - с неё ни копейки не будет снято, она будет финансироваться в прежнем объёме».
Представители общественности увидели иной, нежели министр, итог: главенствующий принцип доступности медицинской помощи окажется забытым, поскольку возрастёт нагрузка на персонал. Увеличатся очереди, и, что тоже не маловажно, территориально жителям неудобно будет добираться до новой единой больницы.
Сколько терпеть?
Оптимизация сарапульских больниц настолько остра, что в Удмуртию приехали эксперты Общероссийского народного фронта – чтобы не допустить непродуманных решений.
«Нельзя, чтобы исчезла первичная медицинская помощь и произошло «выдавливание» населения в платную медицину, - считает Николай Говорин, доктор медицинских наук, депутат Госдумы РФ. – Это происходит в современных условиях, когда у людей снижаются доходы, растёт инфляция, повышены показатели безработицы, актуальны проблемы капремонта, ЖКХ и т.д. Решения оптимизации здравоохранения - той сферы, которая работает для людей, - должны обсуждаться с общественностью. Сейчас чрезвычайно важно взаимодействие власти и общества. Важно создавать моменты понимания сторон, а не социального напряжения. Анализируя ситуацию в других регионах, я сделал для себя глубочайший вывод: наше население способно терпеть многое, но людей обижает и оскорбляет игнорирование их мнения. Особенно это актуально для сельской местности».
Как поможет закон?
Как отметил Николай Говорин, сейчас на федеральном уровне готовится законодательная инициатива, которая предусмотрит обязательное согласование с населением решений по оптимизации сельских больниц. Нужен такой закон, в соответствии с которым оптимизация была бы возможной только тогда, когда мнения народа и власти не будут конфликтовать.
Поистине странно только одно: почему для того, чтобы действия, согласовывающиеся с интересами людей, стали принципиально важными, нужна именно такая мера? Почему потребности и интересы простого человека постоянно теряются среди красивых чиновничьих фраз и в конечном итоге утрачивают свою значимость?