10 сентября заслуженный деятель науки Удмуртии Альберт Разин вышел на одиночный пикет к зданию Госсовета Удмуртии. В руках он держал плакат со стихами Расула Гамзатова о родном языке. Учёный выступал за то, чтобы дети учили родной язык и не забывали его, обращался к депутатам с просьбой обратить внимание на проблему сохранения удмуртского языка. К сожалению, акция закончилась трагедией – Альберт Разин нанёс себе ожоги и скончался.
После пикета президент Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» Татьяна Ишматова написала в соцсетях, что позиция Альберта Алексеевича по развитию родного языка и культуры удмуртского этноса была бескомпромиссной, порой доходящей до радикализма. О том, действительно ли удмуртскому языку грозит вымирание - в статье «АиФ-Удмуртия».
Оборванная песня
По словам главы региона, сейчас в 282 образовательных учреждениях работают программы дошкольного образования с изучением родных языков. В них задействованы более 10 тыс. малышей. За последние два года выросло число учеников, изучающих удмуртский язык в школах.
Можно ли говорить о том, что сохранение родного языка коренного населения Удмуртии стоит под угрозой?
Стыд и гордость
«Изучение удмуртского языка в школе по выбору было уже в послевоенные годы, – продолжает Анатолий Максимович. – Родители-удмурты преимущественно записывали детей в классы, где родной язык не входил в программу. Они считали, что в будущем удмуртский их детям не пригодится. Некоторые удмурты стыдились своей принадлежности к малому народу. Изменить это помогла государственная национальная политика, которая началась в середине восьмидесятых гоов. Были реабилитированы Трофим Борисов, Григорий Чайников, Лина Векшина, образовались национальные организации. На волне возрождения национального самосознания удмуртов и возродилась наша деревушка. И музей при школе в д. Гурезь-Пудга в его честь открылся. Сейчас быть удмуртом, носить национальную одежду и разговаривать на родном языке не стыдно».
В постперестроечные годы возобновились связи жителей Удмуртии и удмуртов, её покинувших. Тогда местное население узнало, что в удмуртских деревнях Татарстана, Башкортостана, Сибири, где удмуртов не коснулись сталинские репрессии по национальной принадлежности, удмурты не стыдились своего языка никогда. Они одевались в национальные костюмы, справляли национальные обряды.
Закон не работает
«Много надежд связывали активисты удмуртского национального движения с Законом УР «О языках». Он регламентирует два государственных языка на территории Удмуртии, но не работает. Препятствий для изучения родного языка у удмуртов нет. Обязанности – тоже. Хочет родитель, чтобы его ребёнок знал удмуртский, – детсад и школа научат. При этом никто у родителей не спрашивает желания на изучение второго иностранного языка. Он обязателен. Недальновидные родители думают, что удмуртский усложнит обучение их ребёнка. Поэтому и отказываются от предмета. А политики говорят, что дело в самих удмуртах – они не желают изучать родной язык. Но радует, что в удмуртской молодёжной среде сформировался творческий актив. Молодые поэты, музыканты, художники, модельеры черпают идеи из национальной культуры. Их творчество гармонично интегрируется в современную мировую культуру. Так творческая молодёжь восполняет то, что упустили политики».
Смотрите также:
- Не хватит слов: удмуртскому языку осталось жить всего 100 лет? →
- Удмуртский язык находится под угрозой исчезновения →
- Неужели удмуртский язык умирает? →