Удмуртию вновь посетил известный аккордеонист Александр Поелуев. Многократный победитель всероссийских и международных конкурсов, дважды победитель Кубка мира среди аккордеонистов он выступил в Можге, Воткинске и Ижевске. Кроме того, в столице Удмуртской Республики прошел мастер-класс для учащихся музыкальных школ и педагогов.
Александра Поелуева знают не только в России, но и за рубежом. Музыкант выступал в Новой Зеландии, США, Китае, Франции, Италии, Швеции, Норвегии, Латвии и многих других странах. В своём напряженном графике артист выделил время, чтобы пообщаться с корреспондентом «АиФ в Удмуртии».
Ксения Чернова, «АиФ в Удмуртия»: Здравствуйте, Александр! Вы не в первый раз в Ижевске. Как вам город, публика?
Александр Поелуев: В Ижевске я второй раз, город мне нравится. Видно, как он развивается. Принимали меня хорошо, мне приятно. Но здесь зрители показывают эмоции не на концерте, а за кулисами, например. Слушатели же везде разные. Например, американцы более шумные. Что бы ты ни сыграл, получишь: «Oh yeah!». Скандинавы более сдержанные.
В моём родном Ростове есть своя публика, фестивальная. Они иногда так приветствуют, что мне становится страшно: а будут ли так же хлопать после выступления (смеется).
Одно я знаю точно — если играешь хорошо, то и принимать будут хорошо. Каждый музыкант должен стремиться донести до слушателя свои эмоции. Иначе зачем мы вообще выходим на сцену? Ремесло ради ремесла – это неправильно.
Мне кажется, если тебе нравится то, что ты сегодня сделал, оно и публике нравится. То же самое касается своих собственных произведений, если они приносят удовлетворение, то и зрители их оценят.
— Как вы выбираете, что будете играть на том или ином концерте?
— Я стараюсь включать в репертуар все, что мне нравится. Однако и под зрителей подстраиваюсь. Если в зале много детей, стараюсь брать меньше классических произведений, начинаю с другой музыки. Я вот вчера учил музыку из «Гарри Поттера». Никогда не думал о ней, но эта тема вдруг всплыла. Нашел ноты, кое-что подобрал на слух. Пока не знаю, что получится.
— Что же входит в ваш репертуар?
— Я люблю разную музыку и исполняю тоже разную музыку. Могу в программу включить произведения от эпохи Барокко до самых современных пьес. Я не боюсь экспериментировать, и зрителям нравятся результаты. Например, у нас есть номер — либертанго по аккомпанемент аккордеона. Там не просто танец, там на сцене еще Денис Рыбкин исполняет трюки на велосипеде. И это не просто набор элементов, в номере очень глубокая история о любви.
— Вы упомянули, что сочиняете сами. Расскажите поподробнее, пожалуйста.
— Я пытаюсь сочинять (смеется). Это такой процесс, он требует особого настроения. Бывает, что записываю что-нибудь, заготовок много, но закончил пока всего несколько пьес.
Понятно, что получается иногда что-то похожее на ранее написанное кем-то. Но мне кажется, сейчас нельзя сочинить что-то совершенно новое. Музыкальные фразы в произведении, как слова, одни и те же, просто стоят в разном порядке и несут разные эмоции. В мире миллионы пьес, всегда найдется что-то похожее. Неужели из-за этого стоит забросить то, что тебе нравится делать?
А сочинять мне нравится. Это началось еще в детстве, в музыкальной школе был урок композиции. Мы сочиняли в разных стилях, на экзамене я даже играл свою фугу. Меня тянуло к этому.
— Когда именно вы познакомились с музыкой? Как она вошла в вашу жизнь?
— Мне было годика три, когда я увидел по телевизору, как играют на балалайке. И я сказал, что так же буду. В шесть лет папа отдал меня учиться. Он сам хотел в детстве играть именно на аккордеоне. Не знаю, почему. Ему родители даже купили аккордеон. Но у дедушки была такая работа, что они часто переезжали, поэтому у отца не сложилось.
Сначала хотели моего старшего брата отдать в музыкальный кружок, но не получилось. А мне понравилось. В десять лет я перешел в музыкальную школу. Там преподаватель Инна Пилипенко мне второй мамой стала. Мы занимались каждый день, в школе и дома, она водила меня за ручку по всем концертам, мы ездили на конкурсы, а в 12 лет я уже поехал на гастроли. Именно это погрузило меня в мир музыки.
— Что было дальше?
— Я поступил в Ростовское государственное училище искусств, проучился там год, потом перевелся в Москву — занимался в классе легендарного музыканта Вячеслава Семенова. Там пошла уже серьезная школа. Вячеслав Семенов создал российскую школу баяна и аккордеона. Это другой уровень.
Наш класс никогда не был пустым, приезжала то французская делегация, то американская. Все время на уроках кто-то сидел. И поэтому было стыдно прийти неподготовленным, ведь каждый урок — это концерт. С одной стороны, это очень тяжело, с другой — это результат.
Очень часто мы с Семеновым общались за переделами колледжа. А в свободное время я постоянно ходил на концерты, в театры, музеи. Это очень важно, это общение, соприкосновение с музыкой, погружение в творческую атмосферу.
— Сколько часов в день вы занимались?
— Если честно, я не засекал. Может, часов пять. Было и такое, что я занимался и 17 часов в день. Это было несколько лет назад, когда мне надо было учить сумасшедшие объемы. Я бил рекорды. Вставал ночью, учил, потом ложился, а в голове звучали ритмы. Но это из того, как делать не надо (смеется).
— Это колоссальная работоспособность. Как оцениваете результаты?
— Мне есть, к чему стремиться, очень много хочется сделать. Очень редко думаю, что сделал все хорошо. Но мне нравится то, что я делаю, это моя жизнь.
В последние годы замечаю, что становлюсь все более эмоциональным. Может быть, это влияние новой музыки. Никогда в жизни я бы не подумал, что буду рок играть. А это уже совсем другие эмоции, большие, более грубые. Но это не значит, что я хочу классику забыть, она вечна.
— Александр, вас знают во всем мире. В чем залог успеха?
— В нем столько составляющих, не только талант и усердие. Кроме таланта нужно еще желание заниматься, возможность. Есть судьба, есть везение. Важно влияние родителей, педагогов.
Я считаю, что каждый человек приходит на Землю с определенной целью. Одному суждено играть на сцене, другому — делать что-то еще. И нет одинаковых людей, одинаковых судеб. Если человек идет правильной дорогой — у него все получается. При этом нельзя ставить успех целью. Нужно просто делать то, что нравится, что хочется делать.
— Вся ваша жизнь — музыка? Или остаётся время на какие-то хобби?
— Хобби у меня много, мне все интересно. Особенно люблю спорт. Мой папа спортсмен, я с шести лет с ним по 10 км бегал. Раньше на рукопашный бой ходил, сейчас стараюсь успевать в спортзал, на теннис и плавание.
Вот перед поездом на полчаса заехал в спортзал, потом пришлось очень быстро собираться, чтобы не опоздать. Считаю, что каждому нужно успевать заниматься. Это ведь определенная сила воли должна быть — держать себя в форме. А без силы воли ничего не добиться ни в спорте, ни в музыке, ни в жизни.
На мастер-классах я всегда говорю музыкантам: 16 кг весит аккордеон, плюс чехол. Это очень серьезная нагрузка на спину. Поэтому нужно как минимум качать пресс и спину, висеть на турнике. Хорошо заниматься плаванием. И баня тоже не помешает (смеется).
Я без спортзала себя не очень хорошо чувствую. Стараюсь перед концертом обязательно потренироваться. Я только против волейбола, баскетбола: пальцы надо беречь.
— Вы сторонник здорового образа жизни?
— Да. Вот только дома получается питаться правильно, а на гастролях тяжело. Я года три совсем не ел мяса, и где-то в гостинице, в поезде все равно приходится есть то, что есть. В самолете еще можно заказать вегетарианское меню, а в остальном нужно подстраиваться. Но всегда можно перейти на воду и сухари (смеется).
— Вы много гастролируете, часто уезжаете из дома. Как к этому относятся домочадцы?
— Семья меня поддерживает, спокойно относится к частым отъездам. Они хотят со мной гастролировать (смеется). Моему сыну сейчас год и 4 месяца, он был недавно на моем концерте, хотел выйти на сцену. «Как это, папа там, а мне нельзя…».
— Сына к музыке приучаете?
— Его не надо приучать, он живет в музыке, он слышит её 24 часа. Даже колыбельные не нужны были. Когда ему было три месяца, я готовился к Кубку мира, играл рок даже по ночам. Сейчас он уже сам просит меня играть, тянет к аккордеону, приносит свои игрушечные инструменты. Жена недавно прислала видео, где он ест творог и играет на саксофоне.
— А если ребёнок не «живет в музыке», как его к этому приучать, воспитывать вкус?
— Многие тянутся к музыке. Знаете ли вы людей, которые не любят музыку, выключают и все время сидят в тишине? Просто у каждого свой вкус. Бывает, что ребенок хочет заниматься, но не тем, что ему предлагают. Родителям и преподавателям нужно быть чуткими.
У нас в Ростове в джазовой школе курсы. Там нет домашних заданий, там требования пониже. Однако дети ходят, погружаются в музыку, в эту атмосферу. И это тоже воспитывает вкус. И заставлять заниматься из-под палки не стоит.
— А как же воспитание?
— Я считаю, что воспитание — это среда, в которой ты растешь, это действия родителей. Можно говорить все, что угодно, но ребенок всегда все чувствует. Поэтому важно все показывать на своем примере. По крайней мере, я стараюсь делать именно так.
Смотрите также:
- «Муравьиное» отношение к вечности. Важна ли критическая обратная связь? →
- Моцарт в качестве примера. Как перевернуть представление об искусстве? →
- Ижевская публика аплодировала «Звёздам XXI века» →