Детская школа искусств №2 г. Ижевска им. П.И.Чайковского — это 1500 учеников, 70 преподавателей и концертмейстеров. Сегодня в учреждении работают отделения: фортепианное, оркестровое, хоровое, хореографическое, эстрадное, художественное, отделение раннего развития детей, школа для взрослых. С руководителем ДШИ №2 заслуженным работником культуры Удмуртской Республики Геннадием Юсимом о музыке и школе — в интервью с корреспондентом «АиФ в Удмуртии».
Баскетбол или музыка?
Елена Лямина, «АиФ в Удмуртии»: Геннадий Ефимович, согласны ли вы, что дети имеют право быть беззаботными? У вас же в школе сплошные репетиции, выступления, конкурсы — и так круглый год…
Геннадий Юсим: То есть, если ребёнок ничем не занимается, то надо идти у него на поводу? Пусть сидит целый день дома за компьютером или болтается во дворе? Одно дело, если он не хочет заниматься в музыкальной школе, но жаждет посвятить себя баскетболу или шахматам, ему надо помочь в этом стремлении, но зачастую ситуация выглядит иначе — ребёнок просто ленится. Могу сказать точно, занятия в музыкальной школе или спортивной секции дисциплинируют и учат ответственности. Хочу напомнить, Моцарт начал концертировать в возрасте 5 лет и стал великим музыкантом.
— Как попасть в детскую школу искусств и выбрать верное направление?
— У нас существует специальный конкурсный отбор, в рамках которого опытные педагоги могут компетентно определить, есть ли у ребёнка те или иные таланты. Затем дети начинают заниматься в подготовительной группе и в ходе этих занятий понять, то ли направление они выбрали. Детская школа искусств — это уникальная площадка, здесь множество направлений: вокал, хореография, театральная студия. Каждый может ознакомиться со всеми направлениями и выбрать своё.
— C какого возраста можно приводить детей на занятия?
— Нет определенного возраста, каждый ребёнок — уникален. Мы проводим дни открытых дверей, а можно просто договориться о встрече с нашими педагогами, привести малыша в школу, мы дадим рекомендации. У нас занимались даже двухлетние дети. Для дошкольников существует класс «Звездочки». Малыши могут заниматься индивидуально или в небольших группах.
Дети выступают для детей
— Расскажите о детской филармонии, которую вы открыли при школе искусств.
— Мы хотели создать детскую концертную организацию. У нас получилось, теперь мы даём больше 100 концертов в год. Дети выступают для детей. Это наша главная идея. Один талантливый ребёнок может перевернуть представление своих сверстников об искусстве. Ребёнок видит на сцене таких же мальчишек и девчонок, в нём просыпается любопытство, интерес, потом приходит мысль: «Я тоже так хочу!»
А для наших учеников это бесценный опыт, они выступают не перед родителями и педагогами, они получают внимание настоящей публики, которая купила билеты, чтобы посмотреть концерт. За 6 лет я уже многих убедил, юным исполнителям необходима сцена и публика, мы тянем их на сцену изо всех сил. В противном случае учёба в музыкальной школе это — класс и экзамен. Сдал — забыл. И так все семь лет обучения, потом забросить ноты подальше, и до свидания! Я хочу, чтобы ребенок почувствовал общественную значимость того, что он делает, с эстрадного отделения у меня практически все ученики идут в профессию. Они уже не хотят и не могут без сцены.
— Тяжело пробиться на большую сцену?
— Это очень трудно. В России музыкальная индустрия находится в зародыше. Если не помогать, не работать в этом направлении, всё останется на прежнем уровне. Я поясню, сейчас единицы действительно талантливых ребят прорываются на сцену, зачастую там оказываются совсем не те «исполнители». Не всегда их появление связано с творческими и артистическими способностями. У нашего педагогического коллектива есть общее понимание — невозможно воспитать артиста в классе. Творческая единица обязана не просто уметь петь, играть, танцевать, артист должен уметь встраиваться в общество, доказывать и показывать свою состоятельность, необходимость, пользу.
— Что ещё важно знать и понимать начинающему исполнителю?
— Прекрасный голос и тембр, не самое главное, зрители хотят увидеть личность, публике нужен герой, если внутри у тебя нет эмоций, чувств, тебе нечего рассказать, публику не зацепишь. Я всем ученикам, когда они только выходят на сцену, задаю вопрос — о чём ты поёшь? Алину Чувашеву я даже просил писать сочинения о каждой песне. При этом она яркая, талантливая, у неё шикарный диапазон, но этого было мало. Ноты важны, звуковедение, дыхание, — но это только инструменты, которые должны нести мысль, чувство. Нужно читать, размышлять, смотреть спектакли, слушать лучшее, что было сделано до тебя.
Конкурс как возможность общения
— В середине ноября в Ижевске вновь планируется большое событие — вокальный конкурс «Поющий корабль», расскажите о нём подробнее.
— Это девятый по счёту конкурс. В этом году он получил статус всероссийского. Школа является организатором конкурса, который пройдет на нашей сцене с 17 по 19 ноября. Я уже могу назвать имена членов жюри, председателем жюри в этом году станет ведущий артист Королевского оперного театра Ковент-Гарден (Лондон) Александр Науменко. Он много и активно выступает в Европе и США. Ещё одна легенда — Сергей Манукян, выдающийся джазмен. Он выступал на одной сцене с Майклом Болтоном, Синди Лоупер, Куинси Джонсом, Джорджем Бенсоном, Херби Хэнкоком и другими звездами мирового уровня.
Наш конкурс, прежде всего, направлен на профессиональное развитие будущих исполнителей. Лауреатами этого конкурса в разные годы стали: Марк Юсим, Алина Чувашева, Света Сыропятова.
Помимо конкурсной программы, мы готовим мастер-классы, лучшие педагоги будут работать с участниками конкурса. Я хочу ещё раз пояснить, есть коммерческие конкурсы, которые создают ажиотаж вокруг детей, как сейчас принято говорить — хайп, при этом нанося серьёзные психологические травмы. Мы против подобного подхода, наш конкурс — это возможность развития, общения, работы с мастерами.
— Север Эстонии — это практически наши соотечественники, Кохта-Ярве — небольшой шахтерский городок, он похож на один из районов Глазова, где в архитектуре сохранился сталинский ампир. Население — 35 тыс. человек. И этот шахтерский город может гордиться великолепным дворцом культуры на 400 мест, там всё сделано с любовью, профессиональное цифровое оборудование, видео, свет. Это настоящая сцена. У нас только в Ленинском районе Ижевска население почти 70 тыс. человек. И у нас в школе не сцена, у нас актовый зал, из которого мы сделали всё, что смогли. Я не жалуюсь, я сравниваю. Но есть о чём задуматься. Публика принимала нас прекрасно.
— Как складывается творческая судьба выпускников школы?
— Мы готовим не продвинутых слушателей, мы готовим исполнителей. Иначе слушать скоро будет просто некого. У нас нет задачи научить сыграть ноты — нас интересует музыка. При этом мы всегда открыты и активно работаем в новом информационном пространстве, у нас 20 групп только во «Вконтакте».
У меня невероятный класс в этом году, из девяти ребят, шесть человек — ученики 11 «И» класса из 25 лицея. Мы договорились с руководством этого учебного заведения и перевели ребят, создав для них специальный класс, чтобы подготовить к поступлению в высшее учебное заведение в сфере искусства. Талантливые дети «теряются» по дороге: разбиваются об ЕГЭ, о средние специальные заведения. А наших выпускников уже знают и ждут в московских заведениях, наши ученики сами будут выбирать, куда поступать.