aif.ru counter
172

«Муравьиное» отношение к вечности. Важна ли критическая обратная связь?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. «Аргументы и Факты в Удмуртии» 04/10/2017
Благодаря хоровой капелле Удмуртии ижевские меломаны снова увидели истинное творческое лицо немецкого композитора Карла Орфа.
Благодаря хоровой капелле Удмуртии ижевские меломаны снова увидели истинное творческое лицо немецкого композитора Карла Орфа. © / Александр Поскрёбышев / АиФ

Академическая хоровая капелла Удмуртии открыла свой юбилейный 85-й сезон, представив программу европейских хоровых шедевров и сценическую кантату классика немецкой музыки ХХ века Карла Орфа «Каттули Кармина». Главный дирижер коллектива Андрей Елисеев вместе с композитором и музыковедом Юрием Толкачем рассказали «АиФ в Удмуртии» о том, почему они «устроили комедию».

Музыка с «хлебом и маслом»

Премьера комедии Орфа «Каттули Кармина» состоялась в 1943 году в Лейпциге. За несколько лет до этого немецкий композитор написал кантату «Кармина Бурана», синтезировав в ней разные сценические жанры – оперу, балет, драматический театр, мистерию и карнавал.

Неожиданно для самого автора «Кармина Бурана» получила восторженный резонанс от министра пропаганды нацистской Германии Геббельса и фюрера. С другой стороны, музыкой Орфа восторгались и лидеры антифашистского движения.

«Удивительно, что в своем творчестве Карлу Орфу удавалось сознательно дистанцироваться от гримас современности, — рассказывает Юрий Толкач. — Несмотря на страшную атмосферу в родной стране, он старался сохранить личную самостоятельность. Хотя, не исключаю, что его спасал успех, «заложенный» в конце 30-х годов как раз «Карминой Бураной».

Неслучайно, что однажды, передавая партитуру этой кантаты знакомому дирижеру, ироничный Орф сказал: «С этой музыкой у тебя в жизни всегда будет хлеб и масло».

«Кармина Бурана» — это броское сочинение и грандиозный состав исполнителей, который поместиться далеко не на каждой театральной сцене, моментально оказывает магическое воздействие на каждого неискушенного слушателя, — Юрий Толкач раскрывает «тайну» этого сочинения. — А вот «Каттули Кармина» при всей своей простоте, выглядит камерным и эстетским произведением, требующим от публики определенной подготовки. В большинстве своих произведений Орф обращался к сюжетам прошлого, а не настоящего. И это была его принципиальная эстетическая позиция — говорить о вечном».

Предвестник рока и рэпа

Убедительность собственного музыкального взгляда Орф дополнял блестящим знанием языков. Великолепный лингвист, он никогда не писал музыку на переводы, использую первоисточники на латыни, древнегреческом и диалектах немецкого языка.

«Этот композитор великолепно ощущал всю языковую музыкальность. Интересно, что пролог и эпилог в «Каттули Кармине» Орф написал сам, на латыни, а в «сердцевине» использовал стихи древнеримского поэта Катулла, — дополняет Юрий Толкач. — У Орфа слова и музыка не отделены, а скорее продолжают друг друга. В отличие от многих композиторов ХХ века, стремившихся к усложненности музыкального языка, Орф не сторонился элементарности и связывал её с традициями этнических культур и старинной музыки. Даже не барокко, а античной и средневековой — григорианского хорала, менестрельной музыки и фольклора. При этом Орфа нельзя обвинить в нарочитом тяготении к простоте. Простота бывает всякой — примитивной и сложной. Сказал бы высокой. И главный парадокс музыки Орфа заключается в том, что при внешней аскетичности, у слушателя никогда не возникает ощущения однообразия и примитива. Это происходило оттого, что Орф очень точно подбирал выразительные средства, удачно игравшие на идею. Он был неподражаемым мастером простых запоминающихся интонаций, врезающихся в сознании. Кроме того, у Орфа как ни у кого другого из современников, колоссальную роль играла энергия ритмов и ударных инструментов. Острое ритмическое начало вместе с короткими попевками, речитацией были ни чем иным, как предвосхищением рок-культуры и даже рэпа…»

Без «требухи и бормотухи»

«Карл Орф в своем роде единственный. Его музыка настолько экспрессивна, что способна «выворотить наизнанку» человека с чувствами. Она не сможет соврать! — подхватывает разговор Андрей Елисеев и рассуждает о мотиве в обращении к «Каттули Кармине». — Все творческие коллективы можно разделить на две большие группы. Одни из них идут по пути развлечения публики, и для себя я называю его люмпенизацией зрителя. А другие коллективы каким-то образом хотят получить пусть мелкое, пусть  «муравьиное» отношение к вечности. Разумеется, артисты нашей капеллы тоже хотят аншлагов и громкого успеха. Но в любом случае нас волнует содержание того, о чем мы говорим со сцены и показываем это людям. Поэтому нам крайне важна обратная связь, пусть и критическая. Теми, кто непритязателен и воспитан в тестовой системе образования, в развлекательной концепции жизни, легче управлять! Римская империя в период распада споткнулась на лозунге «Хлеба и зрелищ» и развалилась. И сегодня мы очень близко подошли к этому лозунгу. Мы не против «хлеба и зрелищ». Возражать против этого в нынешнем глобальном мире глупо. При этом мы продолжаем заниматься миссионерством, отрывая зрителю новые имена и их сочинения. Гнать «лесоповал, требуху и бормотуху» в массы мы никогда не станем! Нам хочется, чтобы человек до, во время и после наших концертов поработал над собой. Если он пришёл на концерт более-менее серьёзной музыке, значит, что он способен задумываться над собой, над своей жизнью, над её очевидными неправдами и хотя бы внутренне возразить этой фальши и лжи!»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах