Недавно знакомая призналась: «Я, - говорит, - яблоки сдаю, в день зарабатываю около тысячи рублей». Все дело в том, что нынче можгинский консервный завод возобновил прием овощей и фруктов от населения. Такого не было уже более 20 лет. А в Можгинском районе много заброшенных садовых участков. Здесь моя знакомая и собирала яблоки, чтобы потом отправить их на консервный завод.
Лицом к крестьянам
Вот так, после введенного продуктового эмбарго переработчики вновь повернулись лицом к отечественному сельхозпроизводителю. А ведь еще недавно наша страна, располагая огромными земельными ресурсами, была во многом зависима от зарубежных поставщиков продуктов питания. Последние геополитические события показали, насколько опасной может быть такая зависимость. Но стоит ли теперь полагаться лишь на наших крестьян? Ведь времена продовольственного дефицита еще свежи в памяти. Какая помощь сегодня нужна селянам, чтобы на полках магазинов были наши качественные продукты, а не их импортные заменители мяса и молока?
- За 20 лет без государственной поддержки, мы смогли увеличить объемы продажи молока в 3 раза, - говорит Александр Морозов, председатель сельхозкооператива «Новый путь» из Кизнерского района. - Вопреки неблагоприятным условиям последних десятилетий, сельское хозяйство республики смогло выстоять, и даже повысить и продуктивность дойного стада, и урожайность полей. Правда, выжить смогли не все хозяйства. Но люди по сей день живут в деревнях. Значит, нужно создавать условия, чтобы они могли производить для продажи мясо, молоко и овощи. А то деревенские жители разленились до того, что перестали содержать живность на подворьях, хотя спрос на сырье остается высоким. Нам постоянно звонят с молокозаводов и предлагают сотрудничать. Но жизнь преподносит не только положительные перемены. В нашем районе идет строительство завода по уничтожению химического оружия, и там заработки выше, чем в сельском хозяйстве. Механизаторы стали из деревень уезжать. Вот такой поворот событий. Когда строительство завода завершится, мужики будут проситься обратно в колхозы. Но сейчас-то кто должен на земле работать? Мы, например, только из-за отсутствия людей не можем увеличить объемы производства, хотя ситуация на продовольственном рынке страны для крестьян сейчас самая благоприятная. Востребована вся продукция. Проблемы возникают лишь с продажей меда и зерна. На мед нет прежнего спроса, а на зерно - нормальной цены.
А вот на овощи, которые выращивают фермеры, нынче спрос высок.
- Впервые за многие годы начали увеличиваться оптовые цены, да и урожайность нынче хорошая, - говорит Галина Шаброва, специалист Управления сельского хозяйства Можгинского района. - Только за последнюю неделю цена на картофель выросла на 3 руб. за кг. И сейчас фермеры уже не спешат продать свою продукцию прямо с поля, а стараются заложить овощи на хранение, чтобы потом реализовать их по более выгодным ценам.
Настроение власти
Современный фермер - это крестьянин, наработавший не только хозяйственный опыт, технику, но и мастерство изучения рыночной конъюнктуры. В зависимости от нее он планирует, какие культуры и каких сортов посадить на своей земле. Выбирает то, что на рынке ценится выше: страхует себя от экономической нестабильности. И в отличие от многих сельхозпредприятий на запросы рынка реагирует быстрее.
И все-таки наш селянин зависит не только от рынка, но и от настроений власти. Вот раздали землю крестьянам - объявили продразверстку, и все отняли. Затеяли коллективизацию - разорили крепкие хозяйства. Нацелились на механизацию через МТС - исказили агротехнические сроки. Создали совхозы - и вовсе лишили деревенских жителей чувства собственности. В наше время правила взаимоотношений с деревней, чиновники меняют с не меньшей изобретательностью и не спешат вести понятный диалог с крестьянством.
Смотрите также:
- И сеют, и пашут: как фермеры Удмуртии готовятся к посевной →
- Почему удмуртские буренки больше не влияют на цену молока →
- Фермер 21 века. Что мешает ему накормить страну? →