Перед уходом на новогодние каникулы депутаты Госсовета УР должны принять бюджет республики на 2017 год. Произойдет это, скорее всего, 13 декабря, а пока детали главного финансового документа региона обсуждаются постоянными комиссиями парламента. Впрочем, не о каких серьёзных корректировках бюджета речь не идёт, сложное финансовое положение республики не даёт простора для манёвров.
С небольшим дефицитом
Доходы бюджета 2017 года прогнозируются на уровне 57,083 млрд. рублей — всего на 3,4 % больше, чем в 2016 году. Более 7,5 млрд. — это планирующиеся поступления из федерального бюджета. Львиную долю бюджетных доходов составят поступления от налога на прибыль, кроме него бюджет пополняют поступления от налога на доходы физических лиц и акцизов. Налоговые доходы Минфин УР планирует в 2017 году на уровне 49,440 млрд. рублей, из них акцизные сборы — 5,208 млрд. рублей.
— Цифры абсолютно реалистичные. У налоговой инспекции ещё более пессимистичный прогноз по доходам, — прокомментировал ситуацию Виктор Савельев, премьер республиканского Правительства.
Что касается расходов бюджета 2017 года, то они запланированы на уровне 58,875 млрд. рублей (на 1,2 % ниже, чем в 2016 году), дефицит бюджета прогнозируется на уровне 1,792 млрд. (3,6 %).
Займём в последний раз?
На 1 ноября 2016 года объём государственного долга республики составил 48,977 млрд. рублей. Обслуживание госдолга обойдется бюджету республики в 2017 году в 3,426 млрд. рублей.
В 2017 году госдолг республики может ещё увеличиться, но этот год, скорее всего, станет последним, когда Правительство УР сможет занимать деньги на стороне. Согласно нормам Бюджетного кодекса, размер госдолга не должен превышать годовой объём собственных доходов бюджета региона.
Дорожный фонд получит 4,8 млрд. рублей. В 2016 году — 4,5 млрд.
98 % расходов бюджета-2017 распределены по 28 государственным программам. Финансирование большинства из них будет «подрезано». Сфера здравоохранения получит на 6 % меньше, чем в 2016 году, финансирование сельского хозяйства уменьшится на 10 %, спорта — на 30 %.
Больше других пострадает статья «капитальное строительство». В проекте заложено лишь 50 % от минимально необходимой суммы — 975 млн. рублей (против 1,09 млрд. рублей в 2016 году). При этом денег на выплату строителям долгов прошлых лет (около 1 млрд. рублей) в бюджете 2017 года не заложено вовсе.
Председатель постоянной комиссии Госсовета УР по бюджету, налогам и финансам Софья Широбокова считает, что эту статью нужно увеличивать.
— Мы знаем, что нужно строить 25 фельдшерско-акушерских пунктов, софинансировать строительство новых школ. Поэтому от имени президиума Госсовета обращаемся к правительству и главе Удмуртии с просьбой увеличить эту статью примерно на 2 млрд. рублей, 300 млн. из которых должны пойти на продолжение газификации, — заявила она.
Сколько можем потерять?
В этом году федеральный центр принял решение изъять у регионов 1 % поступлений от налога на прибыль для дальнейшего перераспределения. По словам Софьи Широбоковой, это решение может стоить бюджету Удмуртии потерь в размере 1 – 1,5 млрд. рублей.
Не до конца понятной остаётся и ситуация с акцизами. Доходы республики ставятся в прямую зависимость от потребления алкогольной продукции. То есть, стимулирования производства на экспорт на республиканских ЛВЗ теряет смысл. В Правительстве и Госсовете признают, что такого напряженного бюджета республика ещё не знала.
— Не стоит ждать, что выделяемых средств хватит на выполнение всех задуманных планов. Депутаты должны приложить максимум усилий, чтобы казна могла пополнялась и за счёт внебюджетных доходов, — заявил Владимир Невоструев, спикер республиканского парламента.