Примерное время чтения: 8 минут
20

Встречаем по одёжке. Что скрыто в национальных нарядах?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ в Удмуртии 09/10/2024
Женщина изучает национальный костюм много лет
Женщина изучает национальный костюм много лет / Людмила Буянова / Из личного архивa

Национальный костюм – это кладезь информации о том, как и чем жили наши предки. У каждого народа свои наряды, которые отличаются цветами и формами. Однако платья, рубахи, фартуки, головные уборы могут многое рассказать о своих владельцах.  Доцент кафедры декоративно-прикладного искусства УдГУ, художник-реставратор Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» Людмила Буянова изучает национальный костюм много лет. Она рассказала о том, какая информация записана в одежде, как соседство с другими народами влияет на внешний её вид, какие тайны скрывает народный костюм.

Досье
Людмила Буянова, род. 23 октября 1973 г. в с. Алнаши. Окончила художественно-графический факультет УдГУ. Работала в Доме ремёсел в с. Алнаши, с 2000 г. по 2019 г. – в Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремёсел Ижевска. С 2020 г. - художник-реставратор по текстилю Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай». Доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Института искусств и дизайна УдГУ. Заслуженный работник культуры Удмуртии, народный мастер России, член Творческого союза художников России.

«Это же наши узоры!»

– Когда к вам пришёл интерес к народному костюму?

– Мне всегда нравилось рукоделие: вязание – и спицами, и крючком, вышивка. Если я вижу что-то красивое, сделанное руками, то мне хочется это повторить. Ведь сейчас очень много материалов, есть возможности для творчества. Сама жизнь ведёт любого человека по его жизненному пути. Я окончила художественно-графический факультет УдГУ по специальности «преподаватель ИЗО и черчения». После окончания вуза мне не довелось работать по профессии, а получилось так, что моя дорога жизни привела меня в Дом декоративно-прикладного искусства и ремёсел в Алнашах.  В девяностые годы дома ремёсел были почти в каждом районе Удмуртии. Начинала я свой творческий путь в Алнашах с изделий из бересты, изучала традиционные технологии обработки и декорирования орнаментами. Работала там недолго. Продолжила свою творческую деятельность в Ижевске, в Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремёсел, где я освоила удмуртское традиционное ткачество на горизонтальном станке. С ткачеством в своей семье познакомиться не довелось, так как при мне бабушка не ткала, да и станков для ткачества у нас не сохранилось. В Национальном центре смогла освоить разные техники узорного ткачества, которыми владели наши предки. Мне очень понравилось создавать узоры в различных техниках, сочетать их между собой при создании современных и традиционных изделий. Через интернет смогла познакомиться с техниками других народов, что позволило мне разнообразить орнаментацию ткани ручной работы. Я узнала, что на станке можно соткать кружевное полотно, которое напоминает филейное вязание крючком, что даёт ещё одну возможность создания целостного полотна. Мне очень нравится рассматривать узоры и изучать их. Орнаменты у разных народов вроде бы и отличаются. Если же начинаешь всматриваться, то узнаёшь наши, удмуртские. И наоборот. Однажды к нам в Удмуртию из Белоруссии на фестиваль по ткачеству «Кросна» приехала доктор искусствоведения Ольга Лобачевская. Когда она увидела удмуртские изделия быта, то сказала: «Да это же наши узоры, белорусские!»

Тканый поясок

– Национальные узоры есть у всех народов, и часто по одежде можно было узнать многое о человеке. Что обычно зашифровывали в узорах?

– Мне всегда было любопытно, почему орнаменты выглядят именно так, каков их глубинный смысл. Как-то прочитала статью о том, что даже самые простые орнаментальные композиции похожи на схемы электроцепей. И даже традиционные танцы, если провести съёмку сверху, похожи на национальные узоры. Посмотрев на танец с высоты, можно увидеть, как узор вибрирует. Что касается информации о человеке – да, по узору и одежде можно было сказать, замужем девушка или нет, откуда она, из какого рода, деревни, региона и т.д. Детали костюма обозначали важные этапы жизни человека. Когда человек рождается, его первая деталь одежды – это нательный поясок из спряденной нити. Становясь старше, в возрасте 6-7 лет, ребёнок получал свой первый тканый поясок. Когда у девочки начинался фертильный возраст, то это немедленно отражалось на её наряде. Сейчас это, конечно, не афишируют. А раньше говорили об этом сразу, чтобы показать, что у неё формируются важные родовые функции и к ней как потенциальной невесте уже можно присматриваться. Об этом говорили орнаменты на её одежде. У девушки на выданье наряд становится ещё ярче, в нём больше красного цвета, орнаментальных полос, говорящих о её созревании, словно цветок, который вскоре раскроется и одарит всех своей красотой и дивным ароматом. Самый яркий по своей красоте и насыщенности – это свадебный наряд невесты: цветок раскрывается.

Головной убор невесты у южных удмуртов состоит из айшона (высокой конусовидной шапки. – Авт.) и белого головного платка-покрывала (сюлыка), на котором изображено четыре дерева по углам и одно в центре. Это говорит о том, что наши предки знали, что земля круглая и она часть большого великого космоса. То есть они владели объёмно-пространственным мышлением.

ааа
Чаще всего в удмурстком костюме встречаются чёрные, белые и красные цвета.Фото: Из личного архива/ Людмила Буянова

– Какие цвета использовали чаще всего в удмуртском костюме?

– У земледельческих народов всегда главенствуют три цвета: чёрный – земля, белый – белый свет, красный – цвет жизненной силы. Поэтому все эти цвета присутствуют в самых ярких костюмах, показывающих нам расцвет жизненной силы. После рождения первого ребёнка белый платок-покрывало меняют на красный. Если в течение трёх лет у пары нет детей, то замужняя женщина надевает красный сюлык, чтобы психологически не дать семейной паре сильно переживать по этому поводу. По удмуртским обычаям надо было пройти семь дворов, где живут крепкие и многодетные семьи, и попросить у хозяек по лоскутку от их рубах. Эти лоскутки собирали и сшивали между собой в одну полосу и нашивали под фартуком на платье, как-бы наделяя хозяйку платья силой возможности забеременеть.

Лайк автору

– Наряды у южных и северных удмуртов отличаются. С чем это связано?

– Наиболее важной причиной особенности того или иного традиционного костюма является соседство с другими народами. Например, на севере удмурты живут по соседству с русскими. И в своей одежде используют больше белого цвета с орнаментацией нитями красного цвета и с небольшими цветными вкраплениями. Южные удмурты соседствовали с народами, которые вели кочевой образ жизни – татарами и башкирами. Это повлияло на использование многоцветья и ярких красок в орнаментации предметов из текстиля, а также конструктивных деталей в одежде. На севере рубахи и халаты имеют простой туникообразный крой. А в южных районах, под влиянием соседей, крой рубах усложняется, появляются оборки по подолу женских рубах, высота которых максимально увеличивается в приграничных с татарским и башкирским населением районах, появляются дополнительные оборки. На конструктивные особенности одежды влияют и условия жизни. Например, возьмите одежду кочевников, где не только мужской, но и женский костюм будет обязательно включать помимо рубахи ещё и штаны. Это связано с необходимостью передвигаться на лошадях. Длина женской рубахи будет не в пол. Но удмурты проживают на территории, где много лесов, местность холмистая, в одежде до пят не побегаешь, да и насекомых много, которые вынуждают создавать оберегающую от них одежду.

Людмиле всегда нравилось вязание – и спицами, и крючком, вышивка.
Людмиле всегда нравилось вязание – и спицами, и крючком, вышивка. Фото: Из личного архивa/ Людмила Буянова

Все мы видели наши традиционные удмуртские женские рубахи в клетку. Есть версия, что это многоцветье мы позаимствовали у тюркских народов, кочевников. Расцветка и размер клетки у разных родов отличаются. Способы орнаментации текстильных предметов также передавались из поколения в поколение. Но если мастерице понравился ваш узор, то она его могла скопировать лишь с вашего разрешения, отдав вам при этом кусочки от своих тканей или нитей. Пучок из этих кусочков, который называется у удмуртов чук, нашивался на самое видное место на изделии, с которого скопирован узор. Это был своеобразный знак авторского права, или, говоря сегодняшним языком, – лайк автору.

– Удмурты – народ очень музыкальный. Вы, как автор, как создаёте узоры, наряды? Что вам в этом помогает?

 – Порой я ловлю себя на том, что в голове начинает играть музыка. Начинаю напевать, всплывают воспоминания. И вот уже появляется орнамент. И в вышивке, и в ткачестве начинаю гладить натянутое полотно с начатым или законченным орнаментом, ухожу куда-то в своих мыслях, а руки сами ходят по ткани. Вижу у себя в голове целиком всю работу. Либо возникают образы новых изделий ручного творчества или орнаментов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах