В январе этого года подростка из Каракулино приговорили к пяти годам заключения. Прошлым летом он избил дедушку и бабушку, забрал у них 14 443 руб. и скрылся.
Это лишь один пример из множества правонарушений, совершаемых подростками. Где же берут начало подобные преступления?
Группа риска
«Медико-педагогическая комиссия перевела моего внука на домашнее обучение, – вздыхает жительница Глазова Тамара Сунцова (имя изменено. – Авт.). – Не может он со сверстниками общаться. Слова не все выговаривает, дети его не понимают. Он начинает драться. Ему только десять лет, а общество уже отталкивает его. Мать руки на себя наложила. Мой сын в этом себя винит. К ребёнку относится хорошо, но воспитания нет. Как внука в люди вывести?»
Бабушке из Глазова могут помочь логопед, психолог, социальный педагог и другие специалисты, если она найдёт к ним дорогу. В сложных ситуациях не каждый взрослый может сориентироваться и попросить о помощи. А времени на решительные действия не так много. Подросток, к 14-15 годам не успевший почувствовать признание и уже столкнувшийся с мыслью о своей ненужности, ищет понимание в дворовых компаниях и добивается авторитета противоправными поступками.
Начальник отделения организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних МВД по УР Вероника Малькова считает, что более 40 % юных правонарушителей – подростки, которых воспитывают одинокие родители, опекуны или попечители. Десятилетний мальчик из Глазова входит в эту группу риска и уже проявляет агрессию. Кстати, число подростков с агрессивным поведением, которое выражается в хулиганстве, алкоголизме, наркомании, растёт.
В 2020 г. число преступлений, совершённых лицами, не достигшими 18 лет, в республике сократилось на 10,6 %. Но число подростков, принявших участие в преступной деятельности, уменьшилось всего на три. Это значит, что выросло число групповых правонарушений, которые принято считать наиболее жестокими. В январе нынешнего года завершено расследование убийств, совершённых в 2005 г. 14-летний житель Ижевска избил на улице троих мужчин, злоупотреблявших алкоголем. От полученных травм они скончались. Подросток признался, что наносил побои, добиваясь авторитета среди сверстников. В группах подростки совершают каждое четвёртое правонарушение. Каждое второе их преступление – это кража чужого имущества.
Детская эмоция
Воровство, хранение наркотиков, побои – эти проступки начинаются с агрессии. Такую эмоцию в детстве переживают все. У детей младшего возраста она направлена на предмет: хочу получить эту вещь. Поэтому такая агрессия называется предметной. У старших детей агрессия становится враждебной. И она направлена на причинение вреда человеку. Почему одни дети из «одежды» агрессивности вырастают, а для других она превращается в качество характера?
«Считать, что агрессия детей – деструктивное явление, с которым нужно бороться, – большая ошибка взрослых, – говорит клинический психолог Можгинского ПНД Анастасия Пушкарёва. – Это нормальная реакция человека. Невыраженная агрессия направляется внутрь человека и поедает его, превращаясь в депрессию, гипертонию, онкологию и другие недуги. Ребёнок имеет право на выражение чувств – злобы, обиды, раздражения. Но взрослые часто значение этих эмоций преувеличивают. Есть в ребёнке агрессия – радуйтесь! У многих детей её нет, поэтому они остаются пассивными и ведомыми, не могут в своей жизни ничего достичь. Задача взрослого не подавлять в ребёнке агрессивность, а научить правильно её проявлять. Так он сможет реализовать положительный потенциал».
В психоневрологические диспансеры приводят детей с отклонениями в поведении, когда с ними не могут справиться ни педагоги, ни родители. Анастасия Пушкарёва считает, что только у половины пациентов есть психические отклонения.
«Подростка, совершившего преступление, самого можно назвать пострадавшим, – уверена руководитель «Центра социальных и образовательных инициатив», правозащитник Ольга Пишкова. – Это не значит, что он не будет нести ответственность. Но он должен осознать степень страданий, которые доставил потерпевшим. А пострадавшим он является потому, что взрослые не научили его ощущать своё достоинство и понимать, что мир устроен не только для него».