В регионе проверяют дороги, отремонтированные по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Пристальное внимание специальные комиссии и общественники уделяют объектам, где проводились ремонтные работы в 2017-2020 гг., и на которые распространяются гарантийные обязательства.
Таких в республике порядка двухсот. Основные проверки продлятся с апреля по май, однако уже первые осмотры вызывают недоумение.
Почему треснула по швам?
Участок дороги Малая Пурга – Нижнее Кечево протяжённостью около 5 км обновили в 2020 г. Но после зимы от былого ремонта не осталось и следа. Активисты зафиксировали на дороге более 500 крупных трещин.
«Мы увидели не только поперечные трещины, большинство которых больше похожи на расщелины, но и продольные разрывы. Во многие трещины свободно проходит палец. Дорога, на которую потратили немалые бюджетные деньги – порядка 37 млн руб., не пережила даже одну зиму. То, что мы увидели, не должно быть на новой дороге. Возможно, здесь нарушена технология при устройстве основания дороги или применён некачественный состав асфальтового покрытия. В причинах такой ситуации на данном участке должна разбираться спецкомиссия, а также необходимо провести лабораторный анализ. Летом мы были на приёмке этой дороги – визуально полотно выглядело хорошо. Наши замечания по обустройству обочин и заделке кернов подрядчик выполнил. Предполагаем, что здесь не хватило контроля при приёмке скрытых работ, в которых мы как общественники не принимаем участие. Мы настаиваем на тщательной экспертной оценке причин, качественном устранении дефектов, чтобы дорога прослужила не только в течение гарантийного срока, но и дольше, – рассказал эксперт проекта «Бюро расследований ОНФ» в Удмуртии Евгений Сомов».
В региональном Миндортрансе общественникам пояснили, что такое количество трещин – норма, и вины подрядчика здесь нет. Дорогу переделывать не собираются. Только прольют трещины и сделают ямочный ремонт. Причина трещин – в отсутствии работ по укреплению основания, которые не закладывались в техническое задание.
Случившимся уже заинтересовались в МВД и прокуратуре.
Кто ошибся?
Чтобы увидеть недочёты работы дорожников, необязательно входить в экспертную комиссию. Тема разбитых дорог активно обсуждается всеми жителями республики. С наступлением весны пользователи соцсетей выкладывают фото выбоин в асфальте, грунтово-щебёночного месива в деревнях, потопов и ям во дворах. Почему новые дороги не пережили зиму?
«В прошлом году заново сделали участок дороги Люлли – Чультем, но весной она начала разрушаться, дорожное покрытие неровное, плывёшь, как на лодке. Кто принимал эту работу? – задаётся вопросом горожанин Максим Соколов. – По маршруту Гавриловка – Первомайский невозможно проехать. В этой дороге очень нуждается местное сельхозпредприятие. Элементарно подвезти корма, семена, отправить молоко. Проезд возможен по обочине или по полю сельхозпредприятия».
Жители Балезинского района жалуются на непроезжую дорогу к Сергино. Путь к селу больше похож на тропу испытаний, хотя ремонтируют его часто. Вот только толку от работ нет. По словам местных, всё дело в лесовозах, которые убивают дорогу. Многострадальный участок уже стал нарицательным в республике. Прошлой осенью подрядчик старался исправить недочёты, но воз и ныне там.
« В 2019 г. при ремонте дороги Балезино – Сергино покрытие выбрали неправильно, и оно себя не оправдало. Очевидно, что для строительства дорог на севере республики нужны иные подходы. Сейчас мы совместно с Московским автомобильно-дорожным институтом этим занимаемся, – комментирует ситуацию глава региона Александр Бречалов. – В 2020 г. мы заменили покрытие, в ближайшее время, в период распутицы, будем проводить его испытание. Да, есть много объяснений этому: сложные грунты и кочующие ключи – чего только нет. Но мы должны научиться работать в таких условиях и делать качественные дороги».
А пока же ошибки дорожников больно бьют по бюджету Удмуртии, но самое главное – страдают обычные жители.