В республике завершился ремонт автомобильных дорог, запланированный на 2020 г. Финансировались дорожные работы по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и нескольким республиканским и федеральным программам.
На личном контроле
«По реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» третий год подряд республика входит в тройку лучших регионов. Нынче нам дополнительно выделили 340 млн руб.», – сказал глава региона Александр Бречалов после собственного тестирования отремонтированных дорог в Селтинском районе.
Здесь ремонт грунтовой дороги Селты – Сюмси – граница Кировской области – Копки – Усть-Сюмси прошёл по региональной программе «Опорный план дорожной деятельности». А это ликвидация участков, которые «раскисают», становясь непроезжими от малейших осадков. Даже летнего дождика.
Качество ремонта главу устроило. Но он обещал вернуться сюда для следующей проверки весной. В каком виде эта дорога будет?
«Последний отремонтированный участок дороги в эксплуатацию ввели 20 июня. Дорога стоит уже полгода и хорошо выдерживает нагрузку от лесовозов и молоковозов. Она будет проезжей даже в период распутицы», – уверена зам. министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Ирина Шкляр.
Ожидания и реальность
А вот жители Кезского района в отремонтированной дороге Кез – Кулига – Карсовай сомневаются. Осенью прошлого года отремонтировали самые проблемные участки на первых 12 км. И ремонт оказался бесполезным: зиму промёрзшее полотно служило исправно, весной же дорога на отремонтированных участках стала совершенно непроезжей. Поняв, что ремонт принёс больше вреда, чем пользы, жители пошли с жалобами в прокуратуру, администрацию района, к главе республики.
«На плохое качество дороги водители жаловались с весны до самых заморозков, – говорит руководитель отдела ГИБДД МО МВД России «Кезский» Алексей Митрофанов. – Самыми трудными являются участки Новый Унтем – Кулига и Кулига – Степанёнки. С сотрудниками прокуратуры мы несколько раз фиксировали на дороге колеи и выбоины».
20 ноября прокуратура УР на официальном сайте сообщила о том, что генеральному директору «Удмуртавтодора» за нарушение законодательства по обеспечению безопасного движения вынесено представление и назначен штраф.
За какой из участков директор заплатил штраф – определить трудно. Протяжённость дороги превышает 50 км. За два года отремонтировали почти половину из них – 24,3 км. Работы, произведённые в прошлом году, нынче дорожные строители переделывали. По мнению главы республики, причина некачественной работы – сложные грунты, которые подмываются подземными источниками. И эту особенность местности не учли проектировщики и строители.
У жителей района иные объяснения. Одни полагают, что сезон для работ выбрали неудачно. Другие – плохие материалы.
«За каждый километр ремонта из республиканского бюджета потратили 9 млн руб. Огромная сумма, а толком ничего не изменилось, – возмущается уроженец с. Кулига Роман Бузанаков. – Лучше бы на эту сумму асфальт проложили».
По подсчётам чиновников, укладка асфальта обойдётся в 35-70 млн руб. за км. В конце 90-х асфальтирование дороги уже начиналось. Но асфальт от райцентра не дошёл даже до д. Юски. А расстояние между этими пунктами меньше 5 км.
Дорога Кез – Кулига указывает на большой разрыв между ожиданиями избирателей и предложениями власти. Люди хотят получить действительно качественную и безопасную дорогу. Власть предлагает проезжую.
Глава региона отремонтированную дорогу проинспектировал 3 ноября. К этому времени в Кезском районе мороз надёжно сковывает почву, и все дороги становятся сносными. Визит был запланирован на две недели раньше. Жители района рассчитывали, что он увидит и оценит повседневное состояние полотна. Но планы перенесли из-за задержки дорожников, которые к этой дате не успели исправить огрехи предыдущего года. Иными словами, ремонт дороги прошёл в те же сроки, что и в прошлом году. Не станет ли повторение прошлогодних сроков причиной новых ухабов в 2021 г.?
После инспекции дорожного ремонта Александр Бречалов на своей страничке в соцсетях сообщил, что весной снова придётся ликвидировать участки, где из-за источников будет подмывать грунт. Это значит, что для переделки ремонта вновь придётся изыскивать деньги.
Неужели нельзя для северных районов при реконструкции дорог использовать другие технологии? Почему не учитываются природные факторы при расходовании бюджетных средств, ведь есть профильные министерства, которые непосредственно занимаются этим вопросом?