Попробовать Байкал на вкус удалось ученикам «Менделеевского класса» Лицея №1 г. Камбарки из Удмуртии. Ребята рассказали, что сырая вода с середины самого глубокого озера в мире по вкусу ничем не отличается от очищенной бутилированной. Это открытие, а также множество других, позволила сделать Менделеевская экологическая экспедиция проходившая с 9 по 17 сентября.
На протяжении недели ученики «Менделеевских классов» из шести регионов России, а также студенты и педагоги занимались экспериментами, опытами, проводили сравнительный анализ воды на берегу и в акватории озера Байкал, и в картах-накопителях полигона «Солзанский» на территории Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Организаторами проекта стали Федеральный экологический оператор (предприятие Росатома), Иркутское областное отделение Всероссийского общества охраны природы, сеть Информационных центров по атомной энергии и Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/1d/1867399/c/bd5e97fcf633116805abb003be309b21.png)
Проверить знания
Экспедиция для ребят стартовала с написания всероссийского экологического диктанта «ЭкоТолк» 10 сентября. Участники из разных городов встретились в Москве, где не только проверили свои знания, но и познакомились друг с другом, побывали на обзорной экскурсии по детскому технопарку «Менделеев Центр».
Ответить на каверзные вопросы под общей темой «На мусоре деревья не растут» в этом году решились более 700 тысяч человек. Среди участников были не только российские школьники и студенты, но и молодые люди из зарубежных стран – Коста-Рики, Сирийской Арабской Республики, Индии и т.д. Вопросы испытуемым задавали представители Госкорпорации «Росатом», Федерального экологического оператора, Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева, Ассоциации граждан и организаций по содействию развития экологического образования и просвещения «ЭкоТолк», Общественной палаты РФ, известные общественные деятели и артисты.
У ребят, ранее лучше всех защитивших свои научные проекты на экологическую тему, приключения продолжились на Байкале. В состав Менделеевской экологической экспедиции вошли школьники и педагоги «Менделеевских классов», а также студенты и преподаватели вузов научно-образовательного консорциума «Передовые ЭкоТехнологии» из Удмуртии, Саратовской, Кировской и Нижегородской областей, а также других регионов.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/8f/1867394/c/528ab1ee9a22ad7a1890a383d567e5e4.jpg)
Иркутск, встречай
Вместо учебников - мобильная лаборатория, вместо белых халатов – тёплая не продуваемая одежда – на Байкале ветрено. Первые практические шаги в науку для юных менделеевцев оказались захватывающими и необычными.
Байкал для исследования выбран неслучайно, рассказал начальник управления по коммуникациям ФГУП «ФЭО» Денис Плещенко. Кроме того, что озеро является жемчужиной России, организаторам хотелось обратить внимание ребят на проблему Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), которая является угрозой существования всего озера – чтобы школьники помнили о тех экологических проблемах, которые есть в мире.
«До экспедиции я не знал ни о предприятии БЦБК, ни об опасности, которую оно представляет, даже не представлял, что Байкалу грозит загрязнение. Мы побывали на станции, где занимаются очищением воды, узнали о задачах, которые стоят перед Федеральным экологическим оператором, чтобы привести территорию комбината в безопасное состояние и устранить угрозу для озера, а также провели химический анализ воды», - поделился впечатлениями ученик МБОУ «Лицей №1 им. Н. К. Крупской» в Камбарке Николай Лушников.
Восемь дней ребята изучали экосистему озера, знакомились с научными работами, а также анализировали состав воды в Байкале по 17 параметрам. Школьники установили, что вода озера в исследуемых локациях соответствует высокой чистоте природных вод. Самые смелые из юных исследователей попробовали воду Байкала на вкус – она не отличалась от фильтрованной.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/8f/1867395/c/4494809b463c9a8e4630fdff18241f2f.jpg)
«Мои представления превзошли ожидания. Знал, что в Иркутской области красиво, огромное озеро. Но не представлял, как это здорово – плыть по Байкалу на корабле, не представлял, что это так захватывающе – проводить эксперименты, брать пробы воды. Ничего подобного в школе не испытаешь! Нам удалось получить реальную практику, это большой опыт, благодаря которому полнее сложилось представление о работе экологов и химиков. Мы делали очень красивые химические эксперименты, которые ещё сильнее заинтересовали меня наукой», - признается Николай Лушников.
Программа была расписана буквально по минутам - в день гидроэкологии участники работали в составе групп в акватории, на берегу озера Байкал и в поймах рек, в другой день ребята изучали антропологическое воздействие на окружающую среду и осмотрели площадку Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, проводили собственные исследования надшламовой воды из картах Солзанского полигона, анализировали загрязнения, оценивали воздействие комбината на биоту на территории промплощадки. В день биоразнообразия ученики познакомились с Байкальским природным биосферным заповедником в Бурятии.
«Меня впечатлили ребята, участвовавшие в экспедиции. То, как они подают свои знания, как коммуницируют со взрослыми и студентами, общаются между собой. Я благодарна организаторам и кураторам за возможность побывать в уникальном месте. Поездка дала толчок развиваться и достигать поставленных целей», - отмечает студентка Удмуртского государственного университета Ирина Копысова.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/7c/1867397/c/5cf6416d1089be729bb81e7a6136ed51.jpg)
Впереди - новое
Детям было важно показать необходимость бережного отношения к богатствам природы и созданию системы рециклинга в России, считают организаторы.
«Менделеевская экологическая экспедиция показала, что тема экологии очень близка молодым ребятам. Проводя собственные исследования на озере Байкал, участники экспедиции почувствовали важность сохранения природных богатств и увидели перспективы, которые открывает профессия промышленного эколога, - отметил директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев, - Участники на печальном примере Байкальского целлюлозно-бумажного комбината своими глазами увидели, как важно осознанно подходить к любым промышленным процессам, ставя во главу угла безопасность для окружающей среды».
По замыслу организаторов, теперь подобные экспедиции станут традиционными для учеников «Менделеевских классов».
![](https://static1-repo.aif.ru/1/1d/1867400/c/5d77c7bb9cb606f1d5a3e144e75df4a2.jpg)
«Это расширяет кругозор детей, дает заряд сил и мотивацию продолжать обучение и с точки зрения профессиональной ориентации школьников оказывает позитивное влияние. У ребят была очень насыщенная программа. Многие даже жаловались, что не хватает времени на сон – но и педагоги, и молодёжь сами так загорелись идеей, что всё свободное время проводили за пробами воды, исследованиями, было много лекций. Кроме того, школьники знакомятся между собой, в дальнейшем, наверняка будут общаться. Мы видели, как они со слезами на глазах проводили последний вечер – не хотели расставаться», - отметил начальник управления по коммуникациям ФГУП «ФЭО» Денис Плещенко.
Менделеевская экологическая экспедиция. Фотолента
![Попробовать Байкал на вкус удалось ученикам «Менделевского класса» Лицея №1 г. Камбарки](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/ca945e29a289e0426b09cdc07da9aabe.jpg)
![Экспедиция для ребят стартовала с написания всероссийского экологического диктанта «ЭкоТолк»](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/363255a37ba11e4a3625e43204bc9baa.jpg)
![На протяжении недели ученики «Менделеевских классов» проводили сравнительный анализ воды на берегу и в акватории озера Байкал и т.д.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/e2690b3b052927277700131415ed1a64.jpg)
![Первые практические шаги в науку для юных менделеевцев оказались захватывающими и необычными.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/5bd09e387549e173bfa355f3463efa9a.jpg)
![Организаторам хотелось обратить внимание ребят на проблему Байкальского целлюлозно-бумажного комбината](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/b8a7af9942ee5b47583be9bec382a9d1.jpg)
![Восемь дней ребята изучали экосистему озера, знакомились с научными работами, а также анализировали состав воды в Байкале по 17 параметрам.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/03f05dd38c6be41c1447fec0df1e5a36.jpg)
![Детям было важно показать необходимость бережного отношения к богатствам природы и созданию системы рециклинга в России, считают организаторы.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/31f926781281560b58fd6c73af1ab2ef.jpg)
![Менделеевская экологическая экспедиция показала, что тема экологии очень близка молодым ребятам.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/18e78f6d52bcd272e44f9c17207432c3.jpg)
![По замыслу организаторов, теперь подобные экспедиции станут традиционными для учеников «Менделеевских классов».](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/8528671ba0fdfa4e347481e4064b3325.jpg)
![Участники своими глазами увидели, как важно осознанно подходить к любым промышленным процессам.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/88264335c340ef66ef66e8ed1f2c930e.jpg)
![Для многих из них поездка станет мотивацией для дальнейшего изучения наук.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/2cd61d78a8251296b1b5877098452535.jpg)
![В состав Менделеевской экологической экспедиции вошли школьники и педагоги «Менделеевских классов», а также студенты и преподаватели вузов научно-образовательного консорциума «Передовые ЭкоТехнологии» из 6 городов РФ.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/5b0da70279c198ff73f0881fc98d490a.png)
Менделеевская экологическая экспедиция. Фотолента
![Попробовать Байкал на вкус удалось ученикам «Менделевского класса» Лицея №1 г. Камбарки](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/ca945e29a289e0426b09cdc07da9aabe.jpg)
![Экспедиция для ребят стартовала с написания всероссийского экологического диктанта «ЭкоТолк»](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/363255a37ba11e4a3625e43204bc9baa.jpg)
![На протяжении недели ученики «Менделеевских классов» проводили сравнительный анализ воды на берегу и в акватории озера Байкал и т.д.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/e2690b3b052927277700131415ed1a64.jpg)
![Экологическая экспедиция проходила с 9 по 17 сентября.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/7067b415e457a49b5917019d991a2258.jpg)
![Первые практические шаги в науку для юных менделеевцев оказались захватывающими и необычными.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/5bd09e387549e173bfa355f3463efa9a.jpg)
![Организаторам хотелось обратить внимание ребят на проблему Байкальского целлюлозно-бумажного комбината](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/b8a7af9942ee5b47583be9bec382a9d1.jpg)
![Восемь дней ребята изучали экосистему озера, знакомились с научными работами, а также анализировали состав воды в Байкале по 17 параметрам.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/03f05dd38c6be41c1447fec0df1e5a36.jpg)
![Программа была расписана буквально по минутам.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/708528d672b205ea17e5bd754993f58f.jpg)
![Детям было важно показать необходимость бережного отношения к богатствам природы и созданию системы рециклинга в России, считают организаторы.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/31f926781281560b58fd6c73af1ab2ef.jpg)
![Менделеевская экологическая экспедиция показала, что тема экологии очень близка молодым ребятам.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/18e78f6d52bcd272e44f9c17207432c3.jpg)
![По замыслу организаторов, теперь подобные экспедиции станут традиционными для учеников «Менделеевских классов».](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/8528671ba0fdfa4e347481e4064b3325.jpg)
![Участники своими глазами увидели, как важно осознанно подходить к любым промышленным процессам.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/88264335c340ef66ef66e8ed1f2c930e.jpg)
![За время экспедиции ребята сдружились между собой](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/0e686711b561b66661960a4eefb52509.jpg)
![Для многих из них поездка станет мотивацией для дальнейшего изучения наук.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/2cd61d78a8251296b1b5877098452535.jpg)
![В состав Менделеевской экологической экспедиции вошли школьники и педагоги «Менделеевских классов», а также студенты и преподаватели вузов научно-образовательного консорциума «Передовые ЭкоТехнологии» из 6 городов РФ.](https://aif-s3.aif.ru/images/025/140/5b0da70279c198ff73f0881fc98d490a.png)